В халате или без? — в кабинете детского психиатра

Содержание
  1. Медицинская сестра психиатрии. Особенности работы и обязанности
  2. Психиатрическая помощь и медицинские учреждения, её оказывающие
  3. Психоневрологические диспансеры
  4. Психиатрические стационары
  5. Психоневрологические интернаты
  6. Медицинская сестра психиатрии: основные требования
  7. Питание пациентов в стационаре
  8. Основные методы работы в психиатрических отделениях
  9. Палатная медсестра психиатрии
  10. Надзор за пациентами наблюдательной палаты
  11. Наблюдение за пациентами спокойной зоны
  12. Процедурная медсестра в психиатрии
  13. Аминазиновая и инсулиновая медицинские сестры
  14. Нам сказали: «Встаньте на учёт к психиатру…» | Милосердие.ru
  15. ПМПК на учёт не направляет
  16. В России нет профессии «детский психиатр»
  17. Можно ли сохранить диагноз в тайне?
  18. С какими проблемами могут направить к психиатру
  19. Как обратиться к психиатру бесплатно и можно ли сняться с учета
  20. Что рекомендует ПМПК
  21. Психиатрическое обследование — как проходит прием у психиатра | Университетская клиника
  22. Анамнез больного с психиатрическими нарушениями
  23. Таблица 1. Области, которые должны быть охвачены при первичной психиатрической оценке
  24. Оценка психического статуса
  25. Правила внутреннего распорядка для пациентов Клиники Федерального государственного бюджетного научного Учреждения Научный центр психического здоровья
  26. Правила приема и пребывания в Клинике ФГБНУ НЦПЗ
  27. Пациенты обязаны
  28. Пациентам запрещается
  29. Для достижения успеха лечения пациенты должны
  30. Права пациента
  31. Безопасность
  32. В клинике установлен следующий режим дня:

Медицинская сестра психиатрии. Особенности работы и обязанности

В халате или без? - в кабинете детского психиатра
Медицинская сестра психиатрии, прежде чем приступить к работе с пациентами, должна пройти подробный инструктаж и стажировку под руководством старшей медсестры. Особенности взаимодействия с психиатрическими пациентами необходимо знать и выполнять. Об этом важно помнить для обеспечения безопасности всех участников лечебного процесса.

Психиатрическая помощь и медицинские учреждения, её оказывающие

Психиатрическая помощь в России оказывается в специализированных лечебных учреждениях, работа которых основана на Законе РФ № 3185-1 от 2 июля 1992 года «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Психоневрологические диспансеры

Психоневрологические диспансеры (ПНД) включают в свой состав амбулаторную службу и психиатрический стационар. В поликлинике или амбулатории ведется прием пациентов. Здесь по показаниям осуществляется диспансеризация с двумя видами наблюдения:

  • консультативное (при непсихотическом виде расстройств)
  • динамическое (при психотических расстройствах)

Медсестра в психиатрии должна знать работу амбулаторной службы. В обязанности медицинской сестры амбулаторного отделения ПНД входит помощь врачу на приеме, при госпитализации и вызовах на дом, контроль посещения больных, находящихся на динамическом наблюдении, ведение учетно-отчетной документации.

Психиатрические стационары

Психиатрические стационары предназначены для лечения больных с острыми и хроническими психическими расстройствами психотического вида. Здесь выделяют приемный покой, лечебные и вспомогательные отделения.

Лечебные отделения делятся на женские, мужские, детские и геронтологические. Все разновидности отделений имеют по две основные зоны:

  • беспокойную  зону с наблюдательной палатой для больных с острыми психотическими расстройствами
  • спокойную (санаторную) — для больных с улучшением состояния, критическим уровнем мышления, способных к самообслуживанию

Все входные двери отделений закрываются на ключ, на окнах должны быть установлены металлические решетки, в палатах для больных двери отсутствуют. Ключи от входных дверей имеются только у врачей и дежурного медицинского персонала, который передает их по смене с отметкой в журнале.

Вспомогательные отделения стационара:

  • рентгенологическое
  • физиотерапевтическое
  • аптека
  • клинико-диагностическая лаборатория
  • пищеблок

В состав ПНД могут также входить:

  • лечебно-трудовые мастерские
  • реабилитационные кабинеты
  • отделения лечения неврозов

Госпитализация в психиатрический стационар производится добровольно. Недобровольно могут госпитализироваться пациенты:

  • представляющие опасность для себя или окружающих
  • беспомощные психически больные, неспособные осуществлять уход за собой при отсутствии родственников, перед отправкой в психоневрологический интернат

Психоневрологические интернаты

Для психически больных, неспособных жить самостоятельно, не имеющих родственников, которые могли бы за ними ухаживать, в системе социально-медицинской службы имеются психоневрологические интернаты (ПНИ).

Учреждение должно обеспечивать пациентам условия жизнедеятельности, соответствующее их состоянию  здоровья и возрасту, а также быть ответственным за организацию питания и ухода, медицинской помощи, социальных потребностей в виде посильной трудовой деятельности, а также досуга и отдыха.

Медицинская сестра психиатрии: основные требования

Работа медсестры в психиатрии имеет свои особенности, обусловленные специфичностью психически больных. В психиатрическом стационаре важны любые мелочи — от внешнего вида до поведения.

Читать также:  Сестринский процесс: определение, этапы, примеры

Униформа медицинского персонала должна быть удобной, спокойного цвета и не вызывающего фасона. Запрещены:

  • яркий макияж
  • украшения — бусы, цепочки, браслеты, серьги, кольца (предупреждение несчастных случаев во время возбуждения или нападения больного)
  • провоцирующая одежда (короткий халат)

Медицинская сестра психиатрии должна быть внимательной, терпеливой, чуткой, бдительной, вежливой по отношению к больным. В то же время с пациентом обязательно следует держать дистанцию, сохраняя доброжелательный настрой.

Необходимо помнить, что поведение пациентов может быть непредсказуемым — в любой момент есть вероятность, что спокойствие сменится сильным возбуждением и резкой агрессией как по отношению к другим пациентам, так и к медицинскому персоналу.

Об изменении в поведении пациенту дежурный персонал немедленно сообщает лечащему или дежурному врачу. В психиатрическом отделении персонал никогда не должен поворачиваться к пациентам спиной. В наблюдательную палату, где находятся больные с острыми психотическими состояниями, запрещается заходить по одному.

Ключи от входных дверей всегда следует держать под рукой, чтобы они не попали в руки пациентов или посетителей. Острые, колющие, режущие и бьющиеся предметы не должны быть доступными для пациентов.

Ножницы, любые инструменты, ручки, линейки, стеклянные банки нельзя оставлять без присмотра, все после использования убирается в шкафы под замок. Карманы, личные вещи, тумбочки пациентов следует регулярно осматривать, т.к.

ручки, карандаши и другие предметы могут быть украдены, а с их помощью пациенты могут пытаться открыть двери (с целью побега), причинить вред персоналу или другим больным.

Питание пациентов в стационаре

Кормление пациентов производится в палате либо в столовой. Пища готовится таким образом, чтобы ее можно было есть ложкой. Вилки, а тем более — ножи в отделении психиатрии не используются. Раздачу пищи производит буфетчица, кормление пациентов — обязанность медицинской сестры.

Способные к самостоятельному приему пищи питаются в столовой, пациентов в остром состоянии кормит медсестра в палате. При невозможности глотания, отказе от приема пищи, по другим показаниям врача медсестра проводит питание больного через зонд.

Для составления меню на день используется порционник. Требование в пищеблок с указанием количества пациентов в отделении и необходимых столов диетического питания подает старшая медицинская сестра.

Основные методы работы в психиатрических отделениях

Медицинская сестра психиатрии должна усвоить, что основным и ведущим в ее работе является:

  • наблюдение за пациентом
  • беседа с пациентом
  • уход за пациентом в тяжелом состоянии

Всех находящихся в отделении персонал обязан знать по фамилиям, именам, отчествам.

Медицинская сестра должна иметь представление о заболевании и его течении, назначенном лечении, текущем состоянии каждого пациента.

Общение с пациентом следует проводить в серьезном, ровном, заботливом ключе, должны быть исключены заискивания, панибратство и покровительственный тон, нельзя грубить пациенту и оскорблять его чувства.

Читать также:  Диетсестра или медицинская сестра по диетическому питанию

Палатная медсестра психиатрии

Палатная или постовая медицинская сестра психиатрического отделения работает посменно и осуществляет круглосуточное наблюдение за пациентами. Смена принимается у постели больного — сдающая и принимающая смену медицинские сестры обходят все палаты.

Необходимо знать точное число пациентов и убедиться в его правильности, пересчитав их. О состоянии пациентов сдающая смену медицинская сестра сообщает принимающей в отсутствие больных, на посту.

В журнале передачи смен пишется рапорт по каждому пациенту, в первую очередь — по острым и недавно поступившим.

Палатная медицинская сестра занимается раздачей лекарств пациентам. Препараты подготавливаются непосредственно перед их приемом — укладываются в таблетницы либо мензурки. При раздаче лекарственных препаратов следует исключить их контакт с кожей рук медицинского персонала (надеть перчатки).

Медсестра должна проследить, чтобы пациент принял выданный ему препарат, т.к. больные с бредом, галлюцинациями могут сомневаться в правильности лечения и даже считать, что им хотят навредить. После приема препарата медсестра осматривает полость рта пациента, для удобства применяется шпатель.

Палатная медсестра психиатрии готовит пациентов к исследованиям, записывает и направляет на консультации и процедуры, назначенные лечащим врачом, следит за соблюдением распорядка дня в отделении, сопровождает на трудотерапию, контролирует время бодрствования, дневного и ночного сна. У медицинской сестры должен быть список пациентов, которым разрешены прогулки на территории ПНД в сопровождении персонала.

Надзор за пациентами наблюдательной палаты

Пристального внимания и строгого надзора требуют пациенты в наблюдательной палате. Склонность к побегу, суицидальные высказывания — о таких пациентах необходимо знать и следить за их поведением. Младший персонал сопровождает их в туалет. При накрывании такого больного одеялом следует открыть его лицо, чтобы видеть физическое состояние.

Пациенты в психозе иногда требуют фиксации — физического стеснения, т.к. могут быть опасными и для себя, и для всех окружающих. Для фиксации применяются мягкие широкие ленты, накладывающиеся на конечности. Медицинская сестра должна владеть навыком фиксации, уметь научить младший персонал.

Физическое стеснение применяется по отношению к больным строго по назначению лечащего или дежурного врача с обязательной отметкой в истории болезни (ИБ).

Фиксируют на определенное время, которое также отмечается в ИБ. Как правило, при этом врачом назначается парентеральное введение лекарственного препарата для купирования приступа возбуждения.

После того, как пациент успокоился, его освобождают от стеснения.

Тщательно контролируется температура тела, артериальное давление и общее физическое состояние острых пациентов. Персонал следит за личной гигиеной больных, сменой нательного и постельного белья, которое осуществляется 1 раз в 7 дней или по мере необходимости. Сами пациенты и их одежда и белье должны быть сухими и чистыми.

Наблюдение за пациентами спокойной зоны

Медицинская сестра психиатрического отделения активно помогает больным в их реабилитации и адаптации к внешним условиям, стимулирует к самостоятельному уходу за собой.

В спокойной зоне находятся пациенты вне острой фазы, у которых более мягкий и расширенный режим в отделении.

Им разрешаются свидания с родственниками, посещение парикмахерских, использование бритвенных приборов, но при этом необходимо участие медицинского персонала.

Читать также:  Измерение температуры тела: алгоритм. Виды термометров

Медицинский персонал проверяет все передачи для пациентов на отсутствие неразрешенных предметов и продуктов питания. Все письма перед передачей пациенту или от пациента родственникам сначала передаются лечащему врачу.

Ежедневно на утренних планерных совещаниях отделения постовая медицинская сестра докладывает врачебному составу отделения о состоянии каждого пациента: психическое и физическое состояние, уровень настроения, поведение, аппетит, количество дневного и ночного сна.

Процедурная медсестра в психиатрии

В обязанности медицинской сестры процедурной психиатрического стационара входит постановка капельниц, внутривенных и внутримышечных инъекций пациентам по назначению лечащего врача, забор крови на анализы, получение и хранение лекарственных препаратов для парентерального введения.

Процедурная медсестра, как и постовая, должна неукоснительно соблюдать требования, применяемые ко всему персоналу психиатрического стационара.

Аминазиновая и инсулиновая медицинские сестры

Во второй половине XX века в психиатрии наиболее используемым нейролептиком был препарат Аминазин. Он широко применялся как в таблетированной форме (драже), так и в растворе для внутримышечного и внутривенного введения. В психиатрических стационарах была предусмотрена должность аминазиновой медицинской сестры, которая занималась исключительно раздачей и введением нейролептиков.

Аминазин — очень токсичный препарат, который должен храниться в специальном шкафу с вытяжной вентиляцией. Аминазиновую комнату оборудовали таким образом, чтобы в ней проводились только введение и раздача нейролептиков и Аминазина, в частности.

Специально обученная медицинская сестра работала при этом в резиновом фартуке, дополнительном халате, шапочке, перчатках и маске. В настоящее время, при распространении более современных и менее токсичных нейролептиков и минимальном использовании Аминазина потребность в такой должности себя практически исчерпала.

Возможно, не повсеместно, но в большинстве психиатрических стационаров.

Инсулинотерапия больных шизофренией также была распространена ранее. При этом инсулиновая медсестра вводила назначаемые врачом дозы инсулина для введения больного в состояние комы, а затем — раствор глюкозы для выведения из комы. При необходимости данные манипуляции может выполнить медицинская сестра процедурной.

Разумеется, медицинская сестра психиатрии всегда должна помнить и соблюдать принципы медицинской этики и деонтологиии. Превыше всего следует ставить интересы пациента, его семьи и близких.

Итак, медицинская сестра психиатрии — должность необычайно ответственная, требующая от работника напряжения моральных и физических сил, терпения, а также способности к переключению в нерабочей обстановке.

Тем не менее, в психиатрическом отделении работа интересная, помогающая научиться быть во всем внимательным и добросовестным.

По статистике, в психиатрических больницах, в основном, совсем невысокая текучесть кадров.

Нам сказали: «Встаньте на учёт к психиатру…» | Милосердие.ru

В халате или без? - в кабинете детского психиатра

Когда Кириллу исполнилось шесть с половиной, родители записали его в первый класс. Но учёба «не пошла». С детства Кирилл так и не научился выговаривать несколько букв, и вообще больше молчал, а буквы в его тетрадках упорно не хотели писаться так, как показывал учитель.

Педагоги школы стали всё чаще произносить «ПМПК». Родители сопротивлялись: «У нас просто застенчивый ребёнок, перерастёт», — но потом решили на комиссию сходить. Тем более что все решения комиссии рекомендательные. Но на комиссии услышали: «Вам бы на учёт к психиатру».

Дома – драма. «Что же, наш ребенок – псих?»

ПМПК на учёт не направляет

Юлия Камал, председатель Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов:

— ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) не может направить ребёнка на учёт к психиатру, у неё другое назначение. ПМПК даёт заключение о создании специальных условий обучения, об образовательном маршруте и программе, по  какой ребёнку рекомендовано обучаться.

Заключения комиссии носят рекомендательный характер, окончательное решение о том, как будет учиться ребёнок, всё равно остаётся за родителями.

По итогам врачебной комиссии может прозвучать устная рекомендация показать ребёнка психиатру.

Если ребёнку нужна психиатрическая помощь, уклоняться от неё не стоит. Помните, консультация психиатра — это еще не учет.

Родители видят ребёнка каждый день и, случается, привыкают к некоторым его особенностям, на которые у врачей может быть свой взгляд. Например, задержка психо-речевого развития может свидетельствовать о серьёзных проблемах. К сожалению, существует и агрессия, и аутоагрессия. Такой ребёнок может причинить вред себе или другим детям в школе. И такой ребёнок должен получать помощь.

С советских времён, когда психиатрия была, в том числе, карательной, мы её боимся. Но сейчас нужно относиться к ней разумно. Правильно подобранные методики и препараты, данные вовремя, принесут ребёнку пользу.

Разумеется, он не сможет работать пилотом или сотрудникам МЧС, но это не значит, что он не сможет овладеть другими профессиями.

К тому же психиатрические диагнозы сейчас закрыты, зашифрованы и защищены законом о психиатрической помощи и законом о сохранении врачебной тайны так, что даже родителям документы из больницы выдаются в закрытом конверте.

Данные о том, что ребёнок стоит на учёте или его диагнозе нигде не записываются. Все сведения о диагнозе и постановке на психиатрический учёт сохраняются только внутри системы психиатрической помощи.

Конечно, есть случаи, когда закон не соблюдается, но мы с этим боремся.

Но даже ребёнок, причинивший вред другому, не может быть поставлен на учёт без согласия родителей. В случаях тяжёлых преступлений на лечение может направить суд.

Если ребёнок своим поведением наносит вред окружающим и страдает сам, но родители его признавать ситуацию не хотят, школа может обратиться в органы опеки, для защиты прав прежде всего этого ребенка на надлежащую медицинскую помощь и образование.

В России нет профессии «детский психиатр»

Елена Багарадникова. .com

Елена Багарадникова, исполнительный директор РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт»:

— Я прекрасно понимаю родителей, которые пытаются психиатров избежать. Ведь детской психиатрии как специальности у нас фактически нет. От Запада мы здесь отстаём на несколько десятков лет.

И все же в большинстве случаев психиатра никто не заменит. Родители  далеко не всгда могут заметить и вовремя распознать болезнь. И уж совсем не знают иногда, куда с чем обращаться.

На какие-то психические проблемы у ребёнка способен указать грамотный невролог, но всё равно за постановкой диагноза в ряде случаев необходимо направить к психиатру.

Некоторые сопутствующие проблемы с речью поможет решить логопед, и он же заметит проблемы, по поводу которых может порекомендовать обратиться к психиатру. Направить за консультацией к психиатру может даже педиатр, но сейчас у него для этого недостаточно инструментов скрининга.

Можно ли сохранить диагноз в тайне?

Елена Багарадникова:

— У нас есть законы о личной и врачебной тайне. Но наши законы устроены так, что сами себе противоречат. Например, когда мы приходим на ПМПК, мы приносим туда открытые формулировки диагнозов. То есть, на самой комиссии оглашаем конфиденциальные сведения, которые сообщил нам врач.

Если ребёнок с РАС, его заболевание будет упомянуто прямо в типе учебной программы. Здесь сохранить тайну диагноза не получится.

С другой стороны, независимо от бумаг и диагнозов, если ребенок уже учится в школе и, например, медленно читает, думает и плохо говорит – педагоги всё равно заметят.

И если родители будут настаивать на том, что ребёнок нормотипичен, требовать с него начнут по норме. Ребёнок пострадает.

Часто родители боятся, что диагноз запишут ребёнку в школьную медицинскую карточку, его прочитает школьная медсестра, это станет известно от нее другим взрослым и детям,  и ребенка задразнят в школе.

Но гораздо вероятнее, что ребёнка задразнят просто оттого, что увидят и не поймут особенности самого ребёнка, а не его диагноз.

То же самое произойдёт при поступлении ребёнка в институт – он не во всех случаях сможет успешно сдать экзамены или после обучения не сможет работать по какой-то специальности в силу его собственных дефицитов, если они не были учтены при выборе профессии.

С какими проблемами могут направить к психиатру

Елена Багарадникова:

— Списка проблем, с которым посоветуют обратиться к психиатру, как такового, нет. Каждый специалист оценивает особенности в своей сфере, и если он видит, что «проблемы в голове», он пошлёт к специалисту, который должен разбираться, что в голове происходит.

Если у ребенка плохо развивается речь, это повод для обращения к психиатру. ЗПР (задержка психического развития) – это, несомненно, диагноз, связанный с различной степенью когнитивных нарушений, и для постановки этого диагноза надо посетить психиатра.

К психиатру также могут отправить безречевого ребёнка, ребёнка с поведенческими нарушениями, нарушениями эмоционально-волевой сферы. стереотипиями или эхолалиями и т.п.

Сотрудники ПМПК, которые рекомендуют обратиться к психиатру, должны объяснить цель этого посещения. Например, для того, чтобы  официально установить диагноз. Или чтобы уточнить основной или сопутствующий диагноз.

Какие диагнозы могут быть поставлены ребёнку
Психических заболеваний в одном только перечне МКБ — сто разных наименований. Некоторыми из них болеют взрослые, но часть диагнозов, такие как расстройства развития языка и речи, специфические расстройства развития учебных навыков, могут быть поставлены и ребенку.А вот популярные СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактвности) и УО (умственная отсталость) – на самом деле не заболевания, а синдромы. То есть наборы симптомов, имеющих разное, не всегда психиатрическое, а например, неврологическое или другое происхождение.

Как правило, УО и СДВГ – не основной диагноз в карточке ребёнка, а сопутствующий, он «прилагается» к другому заболеванию, которое и стало причиной синдрома. Если это заболевание, конечно, смогли выявить.

Как обратиться к психиатру бесплатно и можно ли сняться с учета

Порядок обращения к психиатру в Москве различается для детей, имеющих временную и постоянную регистрацию.

Услуги психиатров не входят в ОМС. Дети с временной регистрацией смогут получить в поликлинике справки от других врачей, а за заключением психиатра их, скорее всего, направят в платные отделения клиник.

Однако есть совершенно законный и простой способ получить всё необходимое бесплатно.

Ребёнка с немосковской регистрацией можно показать любому психиатру из федерального центра, где всех россиян обязаны принять бесплатно. В федеральную клинику можно прийти без направления.

Для детей с московской регистрацией можно получить заключение в детских отделениях психо-неврологических диспансеров (ПНД), либо в двух психиатрических детских больницах – НПЦ ПЗДП им. Сухаревой (бывшая шестая больница) и НПЦ ДП (бывшая восемнадцатая больница). Оба центра обладают необходимым штатом врачей, чтобы провести комплексное обследование.

При этом обращение в восемнадцатую больницу вообще не предполагает «учёта» (она не связана с системой ПНД), а на сайте шестой больницы особо отмечено: «Если вы не хотите психиатрического учёта для своего ребёнка, можете написать заявление об отказе от учёта в самой больнице или в ПНД».

Также сразу после амбулаторного приёма в больнице можно написать заявление: «Прошу отправить карту моего ребёнка в архив». Причём это можно сделать независимо от тяжести диагнозов, которые установили у ребёнка.

Даже если на учёт вы встали, в любой момент можете написать заявление о снятии с учёта в ПНД.

Что рекомендует ПМПК

Сейчас нет программ «коррекционных», они называются общеобразовательные адаптированные программы и бывают восьми видов: I. Для слабослышащих и глухих; II. Для глухонемых; III. Для слепых; IV. Для слабовидящих; V. Для детей с нарушениями речи (заикание); VI.

С неврологическими и психиатрическими проблемами (ДЦП, спиномозговые и черепно-мозговые  травмы); VII. Для СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность) и ЗПР (задержка психического развития); VIII Для УО (умственная отсталость); IX. С РАС (расстройствами аутистического спектра).

Каждая программа имеет четыре уровня.

Например, программа 6-1 – это адаптированная программа для опорников, цензовая, рассчитанная на сроки, в которые осваивает школьную программу обычный ребёнок.

(Цензовыми называются программы, после которых ребёнок может сдавать ОГЭ или экзамен в классической форме и получить после окончания школы аттестат.)

VI-2 – это цензовая программа с освоением в пролонгированные  сроки (5 или 6 лет в начальной школе).

VI-3 – это программа нецензового уровня. У ребёнка, которому рекомендован такой уровень обучения, к проблемам с опорно-двигательным аппаратом присоединяется легкая умственная отсталость. В школе он осваивает навыки не столько академические, сколько бытовые и профессиональные.

VI-4 – адаптированная программа для детей с двигательными нарушениями и тяжелой или глубокой умственной отсталостью, где овладение жизненными компетенциями преобладает.

Для детей с тяжелой умственной отсталостью иили тяжелыми множественными нарушениями разрабатывается СИПР – специальная индивидуальная программа развития.

Третий и четвёртый уровни предполагают выдачу свидетельства об окончании школы при условии сдачи экзамена по труду.

Справку же, которой так боятся родители, получают дети, которые не смогли сдать итоговую аттестацию, или же дети с тяжелыми множественными нарушениями, для которых дальнейшее профессиональное обучение не является приоритетом.

Дети, получившие свидетельство об окончании школы поступают в колледжи на бюджетные места, без конкурса. В Москве также есть колледжи, куда принимают детей и со справками.

Иллюстрации: Оксана Романова

Психиатрическое обследование — как проходит прием у психиатра | Университетская клиника

В халате или без? - в кабинете детского психиатра

Пациенты с психологическими жалобами, проблемами или поведенческими расстройствами обращаются в различные медицинские учреждения, в том числе к терапевтам или в клиники неотложной помощи. Но правильно обращаться сразу к врачу-психиатру.

Важно понимать, что психиатр в частной клинике не ставит больного на учет, он даже может провести прием анонимно, так как главная цель в этом случае – помочь больному, а не ограничить его действия и возможности.

Обычное психиатрическое обследование включает в себя общий медицинский и психиатрический анамнез и оценку психического статуса.

Анамнез больного с психиатрическими нарушениями

Жалобы или беспокойства могут быть новыми или вызванными существующей психологической проблемой. Симптомы могут быть связаны с преодолением соматического заболевания или с его непосредственным воздействием.

Процедура оценки состояния больного зависит от того, являются ли жалобы экстренными или они выявлены на назначенном приеме.

В случае возникновения чрезвычайной ситуации психиатру, чтобы решить, что делать, необходимо сосредоточиться на текущей истории болезни, симптомах и поведении.

Врач должен определить, может ли пациент сам предоставить информацию о своей истории болезни, т. е. ответит ли пациент на некоторые из начальных вопросов охотно и полноценно. Если это не так, информацию получают от семьи, опекунов или других дополнительных источников (например, полиции). 

Даже если пациент общительный, близкие члены семьи, друзья или опекуны могут поделиться информацией, которую пациент упустил. Получение дополнительной информации, которую не запрашивал психиатр, не является основанием для утери доверия к пациенту. Это всего лишь средство улучшения качества диагностики.

Также проверяются результаты предыдущих психиатрических осмотров, лечения и степень приверженности к предыдущему лечению.

Анамнез больного с психиатрическими нарушениями

Если врач обсуждает анамнеза поспешно и безразлично или если он предпочитает задавать закрытые вопросы, например, следуя строгой схеме, пациент с большей вероятностью воспрепятствует раскрытию соответствующей информации.

Поэтому опытные психиатры задают открытые вопросы об истории текущего заболевания и позволяют пациентам обозначить проблему своими словами.

Это занимает много времени, но позволяет больным описать социальные обстоятельства, связанные с заболеванием, и показать эмоциональные реакции.

Анамнезное интервью должно сначала выяснить, что вызвало необходимость (или желание) обратиться к психиатру, например, нежелательные или неприятные мысли, нежелательное поведение. И насколько сильно симптомы влияют на пациента или его социальные, профессиональные и межличностные отношения. Мешают ли они функциональности. 

Затем врач пытается получить более широкое представление о личности пациента, обсуждая важные жизненные события – текущие и прошлые – и оценивая реакцию пациента на них (см.

Таблицу 1: Области, которые необходимо охватить в первоначальной психиатрической оценке). Также оценивается психиатрический, медицинский, социальный анамнез и история развития патологического состояния.

Важно исследовать системы органов на предмет других симптомов, не описанных в психиатрическом анамнезе. 

Сосредоточение внимания исключительно на представленных симптомах, исключая предыдущий анамнез, может привести к постановке неправильного первичного диагноза и игнорированию других психиатрических или медицинских сопутствующих заболеваний. Например, если не узнать о предыдущих маниакальных эпизодах у пациента с депрессией, можно ошибиться с диагнозом, поставив большое депрессивное расстройство вместо биполярного расстройства.

Полученный в результате профиль личности может указывать на адаптивные черты личности, например, стойкость, чувство долга, а также на те, которые говорят в пользу плохой адаптации, например, эгоцентризм, зависимость, низкая толерантность к фрустрации, и используемые механизмы преодоления. 

Собеседование по истории болезни может выявить:

  • навязчивые идеи – нежелательные и тревожные мысли или импульсы;
  • компульсии – чрезмерное, повторяющееся, целенаправленное поведение, к которому склонен человек;
  • бредовые убеждения – твердые ложные убеждения.

Также можно определить, отражается ли дистресс:

  • в физических симптомах, например, головная боль, боль в животе;
  • в психических симптомах, например, фобическое поведение, депрессия;
  • в социальном поведении.

Психиатр должен определить, является ли причиной возникновения или ухудшения психического расстройства физическое заболевание или его лечение.

Помимо прямых эффектов, например, симптомов, в том числе психических, вызывают огромный стресс, многие физические заболевания.

Пациенту необходимы стратегии выживания, чтобы противостоять давлению, связанному с болезнью. Многие пациенты с тяжелыми физическими заболеваниями имеют некоторую степень расстройства адаптации.

Пациенты с основным психическим расстройством могут стать нестабильными.

Расстройства адаптации

Таблица 1. Области, которые должны быть охвачены при первичной психиатрической оценке

ОбластьЭлементы
Психиатрический анамнезИзвестные диагнозы.Соответствующий анамнез (например, психотические симптомы, маниакальные эпизоды).Предыдущее лечение, включая лекарства и пребывание в больнице.
История болезниИзвестные заболевания и хронические нарушения.Новые физические симптомы.Текущие лекарства и методы лечения.
Социальная историяУровень образования и проблемы во время обучения, например, оценки и трудности в школе.Семейное положение, включая качество и стабильность брака или браков или партнерских отношений.Профессиональная карьера, в том числе стабильность и эффективность в работе.Преступность, включая аресты и тюремное заключение.Жилищные условия, например, где и с кем проживает пациент – один, с семьей, в жилом помещении или приюте для бездомных, на улице.Образцы социальной жизни, например, качество и частота взаимодействия с друзьями и семьей.
Фон здоровья семьиИзвестные диагнозы, включая психические расстройства.
Реакция на обычные превратности жизниРазвод, потеря работы, смерть друзей и членов семьи, болезнь, другие неудачи и потери.Поведение при управлении автомобилем.
История развитияСемейный состав и атмосфера в детстве.Поведение во время тренировок.Семейные и социальные роли.Сексуальная ориентация и опыт.
Повседневное поведениеЗлоупотребление алкоголем, наркотиками / лекарственными средствами и табаком.
Возможность причинить вред себе или другимСуицидальные мысли, планы и намерения.Предыдущие попытки суицида и использованные агенты.Намерение причинить вред другим.

Оценка психического статуса

Тест психического статуса основан на наблюдении и вопросах для оценки различных областей психического функционирования, в том числе:

  • речи;
  • эмоционального выражения;
  • мышления и восприятия;
  • когнитивных функций.

Для определения определенных компонентов оценки психического статуса, можно использовать короткие стандартизованные анкеты, включая специальные анкеты для оценки ориентации и памяти.

Такие стандартизированные оценки помогают выявить ключевые симптомы и обеспечить основу для оценки ответа на лечение.

Однако инструменты скрининга не могут заменить более комплексную и детальную оценку психического статуса.

Наблюдение за пациентом во время сбора истории болезни может указывать на психические расстройства или физические заболевания. Язык тела может выявить отношения и чувства, которые пациент отрицает.

Больной может ерзать, ходит туда-сюда, отрицать очевидный страх. Он может быть грустным, хотя отрицает депрессию. Также может дать подсказки общий вид, включая одежду и симптомы – дрожь, зуд и т.д.

Отрицание депрессии

Общий внешний вид должен быть проверен на невербальные сигналы к базовым расстройствам. Например, внешний вид пациента помогает определить:

  • В состоянии ли больной поддерживать себя. Например, выглядят истощенным, растрепанным, одетым не по погоде или имеет сильный запах от тела.
  • Придерживается ли пациент социальных норм. Например, одет в социально неприемлемую одежду.
  • Присутствует ли злоупотребление психоактивными веществами или попытки членовредительства. Например, есть запах алкоголя, шрамы, указывающие на внутривенное употребление наркотиков или членовредительство.
  • Речевые особенности. Можно оценить по спонтанности, синтаксису, скорости и объему речи. Пациент с депрессией может говорить медленно и тихо, тогда как пациент с манией будет говорить быстро и громко. Такие аномалии, как дизартрия и афазия, могут указывать на физическую причину психических изменений – травму головы, инсульт, опухоль головного мозга или рассеянный склероз.
  • Эмоциональное выражение. Можно оценить, попросив пациента описать свои чувства. Нужно учитывать тон, осанку, жесты и мимику больного, оценить его настроение и эмоциональное состояние. Следует учитывать аффект и его объем (т.е. полный или ограниченный), а также соответствие аффекта содержанию мысли, например, улыбку при обсуждении трагического события.
  • Мышление и восприятие. Можно оценить, обращая внимание не только на то, что передается, но и на то, как это передается.

Аномальный контент может принимать следующие формы:

  • Заблуждения (ложные, твердые убеждения);
  • Бредовые заблуждения по отношению к своей личности – представление пациента о том, что повседневные события имеют особое значение только для него, происходят только из-за него или направлены против него.
  • Навязчивые идеи – стойкие идеи, чувства, порывы, беспокойства.

Врач может определить, взаимосвязан, целенаправлен и логичен ли ход мыслей. Психотические или маниакальные пациенты часто имеют неорганизованное мышление или внезапный полет идей.

Когнитивные функции пациента:

  • уровень внимания;
  • фокусировка;
  • ориентация относительно окружающих, места и времени;
  • немедленная, кратковременная и долговременная память;
  • абстрактное мышление;
  • поле зрения;
  • проницательность.

Когнитивные нарушения наиболее распространены при делирии, деменции, наркомании, но они также могут иметь место при депрессии.

психиатрия, психология, психотерапия

Правила внутреннего распорядка для пациентов Клиники Федерального государственного бюджетного научного Учреждения Научный центр психического здоровья

В халате или без? - в кабинете детского психиатра

1.

Правила внутреннего распорядка (далее Правила) — это организационно¬правовой документ, регламентирующий в соответствии с действующим законодательством в области психиатрии и здравоохранения, поведение пациента в лечебном учреждении, а также иные вопросы, возникающие между участниками правоотношений — пациентом (его законным представителем), родственниками пациента (посетителями) и лечебным учреждением. 2. Внутренний распорядок определяется настоящими Правилами, Приказами главного врача и распоряжениями руководителей структурных подразделений, иными локальными нормативными актами. Индивидуальный режим для каждого пациента определяется лечащим врачом, исходя из особенностей психического состояния пациента. С учётом особенностей пациентов, в различных отделениях могут устанавливаться иные сроки начала и окончания мероприятий распорядка дня, указанные изменения вносятся по предложению заведующего отделением   и   подлежат   утверждению администрацией   Клиники.   Несогласованное   изменение   распорядка   дня администрацией или персоналом отделений не допускается. 

4. Настоящие Правила обязательны для медицинского персонала и пациентов, а также иных лиц, обратившихся в Клинику ФГБНУ НЦПЗ, разработаны в целях реализации предусмотренных законом   прав   пациента,   создания   наиболее   благоприятных   возможностей   для получения пациентом квалифицированного и своевременного обследования и лечения.

Правила приема и пребывания в Клинике ФГБНУ НЦПЗ

5. Все   пациенты   поступают   в  отделения  через   приемный   покой   и   направляются   в соответствующее отделение после осмотра  дежурного врача-психиатра и, при необходимости, санитарной обработки.

6. Верхнюю одежду,  обувь, деньги, ценные вещи и документы пациенты сдают при поступлении под опись дежурной сестре приемного отделения. За ценные вещи и деньги, не сданные при поступлении, администрация ответственности не несет

Пациенты обязаны

7. Во время пребывания в Клинике пациенты обязаны:

  • а) точно соблюдать установленный администрацией Клиники режим дня (пробуждение, туалет, завтрак, обед, тихий час, ужин, сон, для детей- обучение); 
  • б)   во   время   обхода   врачей,   в   часы   измерения   температуры,   во   время   тихого   часа находиться в палатах;
  • в) точно выполнять назначения лечащего врача;
  • г) во время прогулок находиться на территории Клиники, которая отведена администрацией для прогулок больных;
  • д) принимать от посетителей (родственников и знакомых) лишь те продукты питания, которые  разрешены  администрацией  (список  разрешенных  для передачи  продуктов питания вывешивается администрацией на видных местах в отделениях больницы); сдавать полученные во время передач продукты палатной сестре,   так   как   хранить   продукты   в   прикроватных   тумбочках   запрещается,   за исключением фруктов, конфет и печенья в закрытых коробках из расчета одних суток;
  • е) если допускает состояние здоровья, самостоятельно убирать и содержать в чистоте и порядке свою койку и прикроватную тумбочку; ничего не хранить под подушками и матрацем;
  • ж) поддерживать   чистоту   и   порядок   во   всех   помещениях   больницы;   выполнять элементарные требования личной гигиены (умываться утром и вечером, мыть руки перед приемом пищи и после посещения санузла); следить за опрятностью внешнего вида;
  • з) при выходе из палаты обязательно надевать халат (пижаму) и тапочки;
  • и) не нарушать тишины в палатах и коридорах больницы;
  • к) терпимо и благожелательно относиться к другим пациентам;
  • л) оказывать содействие медицинском персоналу в процессе обследования и лечения;
  • м) следить за порядком в отделении и на территории больницы;
  • н) бережно обращаться с оборудованием и инвентарем больницы;
  • о) соблюдать правила пожарной безопасности;
  • п) хранить   бритвенные   приборы   на посту у медсестер (в детском отделении хранение бритвенных приборов запрещено);
  • р) родители и родственники, находящиеся в отделении для ухода за ребенком, должны неукоснительно выполнять рекомендации и просьбы медицинского персонала и соблюдать правила совместного пребывания.
  • с) родителям запрещается занимать кровати, предназначенные для больных детей.

8.   За   порчу   мебели,   оборудования   и   инвентаря   больницы,   происшедшую   по   вине больных,   последние   несут   материальную   ответственность   в   размере   стоимости испорченной вещи.
 

Пациентам запрещается

9. Во время пребывания в Клинике  пациентам  воспрещается:

  • а) самовольно отлучаться из отделения;
  • б) самовольно выходить в другие отделения;
  • в) курить, играть в карты и другие азартные игры, хранить и употреблять   спиртные   напитки,   наркотические,   токсические   вещества, иметь при себе собственные лекарства;
  • г) иметь при себе холодное и огнестрельное оружие, колюще-режущие предметы (ножницы, пилки, бритвенные лезвия, перочинные ножи и т.д.), стеклянную и керамическую посуду;
  • д) ходить в отделении в верхней одежде, лежать или сидеть на койках в
  • верхней одежде и обуви;
  • е) пользоваться бельем и подушками свободных коек в палатах;
  • ж) бросать марлю, вату, окурки и прочее в унитазы, раковины, сливные отверстия;
  • з) сидеть на подоконниках, высовываться и переговариваться через окна;
  • е) запрещается   пользование   нагревательными   приборами,   электрокипятильниками, электрочайниками в отделении;
  • ж) вести громкие разговоры, шуметь ;
  • з) допускать  грубость   или  унижение достоинства других пациентов, посетителей, персонала больницы;
  • и) вести аудиозапись, фото- и видеосъемку в отделениях и в здании Клиники.

10. О всех замечаниях и претензиях пациенты заявляют лечащему врачу, заведующему отделением, старшей медицинской сестре или дежурному врачу, не вступая в какие-либо споры и пререкания с медицинским персоналом и между собой.

Для достижения успеха лечения пациенты должны

полно и точно, насколько это возможно, сообщать лечащему врачу интересующие его сведения   о   состоянии   своего   здоровья   в   настоящий   момент   и   в   прошлом,   о предшествовавших   обращениях   за   психиатрической   помощью   и   проводившемся лечении,   о   событиях   и   обстоятельствах   своей   жизни,   имеющих   значение   для правильной диагностики и выбора   лечебно-реабилитационной программы; сообщать врачу и медицинскому персоналу об изменениях своего состояния, о своих реакциях и ощущениях,   возникающих   в   процессе   приёма   лекарств;   добросовестно   выполнять врачебные   назначения,   а   при   появлении   вопросов   или   сомнений   по   поводу обследования и лечения откровенно обсуждать их с лечащим врачом. 11. Посещение пациентов   родственниками и знакомыми допускается лишь в дни и часы, установленные правилами приема посетителей. Посещение пациентов родственниками и знакомыми в дни и часы, не оговоренные в правилах   приема   посетителей,   допускается   лишь   с   разрешения   заведующего отделением или дежурного врача. 12. После часа отхода ко сну все больные должны быть в кровати, хождение или сидение в палатах, использование телефонов и компьютеров воспрещается. 13.   За   грубое   нарушение   правил   внутреннего   распорядка   и распоряжений администрации, влекущее за собой ущерб для здоровья пациента или вред   для   других   пациентов,   пациенты   могут   быть   выписаны   из  Клиники   с соответствующей отметкой в выписных документах и листке нетрудоспособности.

14. Нарушением является:

  • а) грубое или неуважительное отношение к персоналу;
  • б) неявка или несвоевременная явка без уважительной причины на прием к врачу или на процедуру;
  • в) несоблюдение рекомендаций врача;
  • г) прием лекарственных препаратов по собственному усмотрению;
  • д) самовольный уход из отделения и из Клиники;
  • е)  курение   и   употребление   алкогольных   напитков,   наркотических   и   токсических веществ.
  • ж) нарушение режима дня и указанных выше правил пребывания.

Права пациента

15. При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

  • а)  уважительное и гуманное отношение со стороны всех сотрудников Клиники;
  • б) получение информации о фамилии, имени, отчестве, должности его лечащего врача и других лиц, непосредственно участвующих в оказании ему медицинской помощи;
  • в) обследование, лечение и нахождение в больнице в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованиям;
  • г) облегчение страданий, связанных с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами, если таковое не препятствует лечебно-диагностическому процессу;
  • д) перевод к другому лечащему врачу с учетом согласия соответствующего врача;
  • е) добровольное информированное согласие пациента на медицинское вмешательство в соответствии с законодательными актами;
  • ж) отказ от оказания (прекращения) медицинской помощи, от госпитализации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
  • з) обращение с жалобой к должностным лицам Клиники, а также к должностным лицам вышестоящей организации, в суд или страховую компанию.
  • и) сохранение медицинскими работниками в тайне информации о факте его обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
  • к) получение в доступной для него форме полной информации о состоянии своего здоровья, применяемых методах диагностики и лечения, а также на выбор лиц, которым может быть передана информация о состоянии его здоровья;

16.   Все   пациенты,   находящиеся   на   лечении   или   обследовании   в   психиатрическом стационаре, вправе:

  • встречаться с адвокатом и священнослужителем наедине (кроме детей до 14 лет);
  • исполнять религиозные обряды, соблюдать религиозные каноны, в том числе пост, по согласованию с администрацией иметь религиозные атрибутику и литературу;
  • получать   образование   по   программе   общеобразовательной   школы   или специальной   школы   для   детей   с   нарушением   интеллектуального   развития,   если пациент не достиг 18 лет;
  • по согласованию с лечащим врачом и заведующим отделением пользоваться средствами связи и компьютерами.

17. Пациенты имеют также следующие  права, которые могут  быть ограничены  по рекомендации   лечащего   врача,  заведующим   отделением   или   главным   врачом   в интересах здоровья или безопасности пациентов, а также в интересах здоровья или безопасности других лиц:

  • вести переписку без цензуры;
  • получать и отправлять посылки, бандероли и денежные переводы;
  • пользоваться телефоном и компьютером;
  • принимать посетителей;
  • иметь и приобретать предметы первой необходимости, пользоваться собственной одеждой.

Безопасность

18.   С   целью   обеспечения   персональной   и   коллективной   безопасности   рекомендуется:

  • а) не доверять свои секреты посторонним;
  • б) не приглашать в Клинику случайных знакомых;
  • в) не держать в палате одежду, деньги, ценные вещи, украшения, имевшиеся на вас в момент госпитализации; все это при первой же возможности лучше вернуть родным – за ценные вещи, не сданные на хранение, администрация ответственности не несет.
  • г)   заметив   что-либо   подозрительное,   необходимо   сообщить   об   этом   персоналу отделения;
  • д) строго исполнять распоряжения медицинского персонала и врачей в чрезвычайных ситуациях.

19.   В   случаях   необходимости   предотвращения   действий,   угрожающих   жизни   и здоровью   окружающих   со   стороны   пациента     или   других   лиц,   а   также   при необходимости   розыска   и   задержания   лица,   подлежащего   госпитализации   могут привлекаться сотрудники полиции.

В клинике установлен следующий режим дня:

  • 07.00     Подъем
  • 07.30-09.00  Утренний туалет, взятие крови и мочи на анализ
Знай об организме
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: