Проблема антидрайва — интегративная деятельность мозга

Ноотропы — список лучших препаратов для улучшения памяти и работы мозга

Проблема антидрайва - интегративная деятельность мозга

Современный мир диктует новые правила и предлагает нам огромное количество информации, которую ежедневно необходимо анализировать. Сегодня от человека требуется быстрое и эффективное усвоение материала, максимальная концентрация и высокая продуктивность.

Постоянные дедлайны, напряженный рабочий процесс, стресс во время учебы — всё это является сильной психоэмоциональной нагрузкой, которая изнашивает внутренние ресурсы организма, что проявляется в виде раздражительности, ухудшении памяти и в трудности концентрироваться и воспринимать что-то новое.

Поэтому рано или поздно появляется мысль — а есть ли какое-то лекарство, своеобразный «допинг» для мозга, который поможет стать продуктивнее и успешнее, используя меньше ресурсов? Идеальным средством в этом случае считается сбалансированное чередование работы и отдых.

Но если по каким-то причинам этот вариант недоступен или не помогает, то тогда помочь повысить продуктивность смогут ноотропные препараты.

Лекарственные препараты этой группы обладают широким спектром действия.

Как работают ноотропы?

Ноотропы – это лекарственные препараты, оказывающие влияние на метаболические процессы в нервных клетках, улучшающие кровоснабжение центральной нервной системы и, как следствие, стимулирующие интегративную деятельность мозга, т. е. память, мышление и концентрацию.

Лекарственные препараты этой группы обладают широким спектром действия и могут применяться как здоровыми людьми для повышения мозговой активности или при психоэмоциональных перенапряжениях, так и пациентами с уже диагностированными заболеваниями нервной системы (последствия черепно-мозговой травмы, поражение ЦНС, инсульт и т. д.).

Список ноотропов, которые можно считать эффективными

Ноотропы, в первую очередь, являются лекарственными препаратами, которые необходимо принимать по назначению. Однако, из многочисленного разнообразия, можно выделить средства для улучшения мозговой деятельности с доказанной эффективностью.

Пирацетам (ноотропил, луцетам)– первый синтезированный препарат из этой группы лекарственных средств, который до сих пор входит в список лучших препаратов. Он воздействует на ЦНС и улучшает метаболические процессы мозга. Имеет широкий спектр показаний, среди которых можно выделить:

  • нарушение активности и внимания;
  • проблемы обучаемости (расстройства памяти);
  • синдром алкогольной зависимости;
  • ревожные и депрессивные состояния.

Требуется длительный прием, чтобы заметить эффект. Существенный недостаток пирацетама – снижение вязкости крови, поэтому препарат противопоказан при нарушениях системы крови и тяжелых кровотечениях. Может наблюдаться синдром отмены. Запрещен к приему при заболеваниях почек. Отпускается по рецепту

Ноопепт —синтетический ноотроп, действие которого заметно практически сразу. Действие препарата заключается в повышении устойчивости мозговой ткани к повреждающим факторам. Поэтому этот ноотроп можно считать одним из лучших для улучшения памяти. Показания к применению:

  • улучшение способности к обучению;
  • улучшение памяти;
  • улучшение внимания.

В исследованиях, направленных на сравнение ноопепта и пирацетама, было показано, что при приеме ноопепта возникает меньше побочных эффектов. Особенно важный момент — не наблюдается синдром отмены. Препарат не стоит использовать, если имеется дефицит лактазы, возраст до 18 лет, а также при выраженных нарушениях функции печени и/или почек.

Биотредин – комплексный препарат, в состав которого входят витамин B6, незаменимый помощник для работы нервной системы, и аминокислота L-треонин, предшественник глицина. Этот препарат относится к тонизирующим и общеукрепляющим средствам. Благодаря входящим компонентам, препарат способен:

  • уменьшать психоэмоциональное напряжение;
  • улучшать память;
  • повышать работоспособность.

Препарат практически не имеет побочных действий, но иногда при приеме могут отмечаться головокружения и аллергические реакции. Противопоказан при одновременном приеме совместно с антидепрессантами и нейролептиками и в состоянии алкогольного опьянения.

Анвифен (фенибут, ноофен) – в состав входит аминофенилмасляная кислота, уникальное соединение, которая не только улучшает энергетические процессы в головном мозге, но и справляется с тревожно-депрессивными состояниями. Благодаря этому компоненту, препарат показан для:

  • устранения напряженности, беспокойства, тревоги;
  • проблемы со сном;
  • повышения работоспособности;
  • улучшения внимания, памяти.

Обычно препарат хорошо переносится и поэтому противопоказан только при наличии гиперчувствительности к действующему веществу. С осторожностью применяется при поражениях ЖКТ и почечной недостаточности. При передозировке наблюдаются тошнота и головокружение. ()

Пикамилон – улучшает кровоснабжение головного мозга и стимулирует метаболизм в нервной ткани. Препарат, как и все ноотропы, способен улучшать мышление, внимание, память.

Также, он способен повышать устойчивость ЦНС к раздражающим факторам и восстанавливать умственную и физическую работоспособность при утомлении. Способен справиться с мигренями и при острой интоксикации алкоголем. Противопоказан при заболеваниях почек.

При передозировке могут наблюдаться головокружения и тревожные состояния.

Ноотропная терапия при тщательном соблюдении рекомендаций врача хорошо сказывается на организме.

Польза и вред ноотропов

Польза ноотропных препаратов заключается в улучшении мозгового кровоснабжения. Но при такой неоспоримой эффективности все-таки нельзя считать эти средства полностью безопасными. Ноотропные препараты не стоит принимать без назначения врача, так как у лекарств этой группы есть ряд противопоказаний, среди которых можно выделить:

  • гиперчувствительность к компонентам;
  • наличие хронических заболеваний;
  • беременность и период лактации;
  • многие ноотропы противопоказаны при эпилепсии.

Ноотропная терапия при тщательном соблюдении рекомендаций врача хорошо сказывается на организме. Однако, при нарушении дозировки, режима приема или при выборе неподходящего препарата могут возникать побочные эффекты ноотропов, которые не только ухудшают имеющуюся симптоматику, но и провоцируют новые расстройства:

  • аллергические реакции;
  • головная боль;
  • возбуждение и чрезмерная нервозность;
  • диспепсия (нарушение деятельности желудка).

Принимать или не принимать?

Ноотропы набирают популярность в последнее время. Но на сегодняшний день еще нет однозначного мнения по поводу эффективности средств этой группы. По имеющейся информации. По имеющейся информации, можно судить, что эти препараты улучшают когнитивные способности.

Однако, нельзя воспринимать ноотропы как волшебные таблетки, помогающие стать умнее и способнее. Их роль заключается в улучшении мозговой активности и в повышении устойчивости к психоэмоциональным нагрузкам.

Для того, чтобы не ошибиться с выбором и заметить эффект от ноотропов, следует проконсультироваться со специалистом.

| Поведенческие и эмоциональные нарушения у детей

Проблема антидрайва - интегративная деятельность мозга

В основном, принято считать, что дети подвержены простудам и различным вирусным болезням, хотя психоневрологические нарушения у детей встречаются довольно часто, и доставляют немало проблем как самим пациентам, так и их родителям.

А главное, могут стать фундаментом для дальнейших трудностей и проблем в социальном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в эмоциональном, в интеллектуальном и социальном развитии, причиной школьной «неуспешности»,  трудностей социальной адаптации.

Так же, как у взрослых больных, детские психоневрологические заболевания диагностируются на основании целого ряда симптомов и признаков, являющихся специфичными для определенных расстройств.

Но следует принимать во внимание, что диагностический процесс у детей бывает значительно более сложный, и некоторые поведенческие формы могут выглядеть, совсем ни как симптомы психических нарушений. Часто это сбивает с толка родителей и дает возможность долгое время «прятать» голову в песок. Этого делать категорически нельзя и очень ОПАСНО!!!

Например, в эту категорию входят странные пищевые привычки, излишняя нервозность, эмоциональность, гиперактивность, агрессия, плаксивость, «полевое» поведение, которые могут быть расценены, как часть нормального развития ребенка.

К нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными, вызывающими или неадекватными поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм.

Типичными признаками патологии могут быть:

– «полевое» поведение, невозможность усидеть на одном месте и сконцентрировать своё внимание;

–  чрезмерная драчливость и намеренное хулиганство,

– жестокость к другим людям или животным,

– преднамеренная порча имущества,

– поджоги,

–  воровство,

– обман,

– уходы из дома,

– частые, беспричинные и тяжелые вспышки гнева;

– вызывающие провокационные поступки;

– систематическое непослушание.

https://www.youtube.com/watch?v=8ahBMI7DYdEu0026t=2s

Любая из перечисленных категорий при достаточной выраженности является основанием для беспокойства не сама по себе, а как симптом серьезного заболевания.

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

  • Демонстративное поведение

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

  • Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере,  а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как  СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии.

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Значительная роль в коррекции поведенческих нарушений отведена психотерапевтическим, нейропсихологическим и коррекционным методам.

Интегративная деятельность мозга

Проблема антидрайва - интегративная деятельность мозга

Это взаимодействиеразных нервных центров. В каждый моментвремени осуществляется структурамимозга, объединёнными в динамическиесистемы, обеспечивающие приспособительныйхарактер поведенческих реакций.

1. Учение Ухтомского о доминанте

В мозге возникаетдоминантный очаг возбуждения. Создаётсядинамическая констелляция (илиобъединение) нервных центров –«функциональный орган» для анализа исинтеза информации и выполненияопределённых действий.

Он состоит изобширного числа нервных центров иэлементов нервной системы, разнесённыхпространственно. С возрастом доминантаприобретает большую устойчивость ипластичность. Устойчивость облегчаетвозможность обучения и противостоитотвлечению.

Пластичность обеспечиваетвозможность переключения с однойдоминирующей деятельности на другую.

Доминанта являетсяодним из важнейших свойств нервнойсистемы, определяющих потребности имотивации как биологические, так ипознавательные.

2. Концепция функциональной системы Анохина

В каждый моментвремени формируется сложная система,представляющая собой временноеобъединение рецепторов, нервных элементовразличных структур мозга и исполнительныхорганов.

Функциональная системаосуществляет ряд важнейших операций:афферентный синтез информации (сборинформации от рецепторов) – принятиерешения – формирование программыдействий – выполнение действия –сравнение результата с ожидаемым(планируемым).

Если результат соответствуетожиданиям, то цель достигнута,функциональная система перестаётсуществовать.

Или скелетно-мышечная система

Скелет.У детей в костях содержится большеорганических веществ. Скелет их отличаетсябольшой упругостью и эластичностью,вследствие чего он сильно подвержендеформации!Полностью окостенение скелетазаканчивается к 20–24 годам у мужчин, уженщин на 2–3 года раньше.

Черепные костиноворождённого соединены родничками(перепонка из мягкой соединительнойткани), благодаря которым кости черепасохраняют подвижность, за счёт чегоразмер головки может уменьшаться, чтоважно в процессе родов.

Кроме того, этиучастки – места интенсивного ростакостей черепа, что очень важно в связисо значительным в раннем возрастеувеличением мозга в объёме. Малыероднички зарастают к 2–3 месяцам послерождения, а большой лобный – к 1,5 годам.

У новорождённого объём мозгового отделав 6 раз больше лицевого, а у взрослого –в 2–2,5 раза. Голова ребёнка относительнороста очень велика.

Позвоночникребёнка 1-гогода жизни не имеет изгибов – лордозов(шейного и поясничного) и кифоза(грудного).

Изгибы позвоночника формируютсяпо мере роста туловища и реализацииантигравитационных реакций (сидение,стояние, хождение), так как основное ихназначение – амортизирующий эффект.Фиксируются в 7 (кифоз) и 12–14 (лордозы)лет.

От формы и изгибов позвоночниказависит взаимное расположение внутреннихорганов. Окостенение позвонков завершаетсяк 21–23 годам. Изгибы полностью формируютсяна начальных стадиях полового созревания.

Грудная клеткау новорождённого имеет коническуюформу, а её переднезадний диаметрпревышает поперечный. После 3–4 летформа грудной клетки сменяется нацилиндрическую, что позволяет увеличитьэффективность дыхательных движений. К12–13 годам грудная клетка по формесоответствует взрослому человеку.

Окостенениеконечностейзавершается к 18–20 годам, фалангпальцев и костей запястьяк 12 годам (сэтой особенностью связано ограничениево времени тонко координированныхдвижений при письме).У детей каждаятазовая костьсостоит из трёх самостоятельных костей:подвздошной, лобковой и седалищной.

Ихсращение и окостенение начинается с5–6 лет, а завершается к 17–18 годам.Крестецсостоит из несросшихся позвонков,соединяющихся в единую кость кподростковому возрасту. В 9 лет начинаютпроявляться половые различия в строениитаза.

Возрастные особенности яркопроявляются и в строении стопы:ребёнок рождается с плоской стопой.Когда он начинает ходить формируетсясводчатость стопы. Свод смягчает ударыи толчки при ходьбе и беге, способствуетраспределению тяжести при переноскегрузов.

Для его формирования необходимосоздание опоры стопе за счёт правильноподобранной обуви. Она должна бытьудобной, иметь каблук высотой 3–4сантиметра.

Мышцы.В первые месяцы жизни тонус скелетныхмышц повышен, что связано с деятельностьюголовного мозга (красное ядро среднегомозга). По мере развития нервной системы,тонус снижается, что является необходимойпредпосылкой для развития ходьбы.

https://www.youtube.com/watch?v=-7lLLa4gHF4

Максимальная скорость роста мышцприходится на пубертатный скачок роста.Они в этот период сильно удлиняются. С15 лет начинает расти поперечник мышц.Рост идет до 25–30 лет. Период «расцвета»аэробных возможностей отмечается в 9–10 и 13–14 лет.

Резкое увеличениеанаэробных возможностей приходится наначальные стадии полового созревания,а также возраст 15–16 лет у мальчиков и13–14 у девочек.

Возрастает работоспособность,координированность движений, выносливость,сила, суточная двигательная активность,быстрота, частота и точность движенийдостигают своего расцвета именно в этотпериод. Это связано с увеличениемскорости проведения нервных импульсови нарастающей подвижностью нервныхпроцессов.

Утомление мышц.При любой работе в мышцах развиваетсяутомление. Утомление– временное снижение работоспособностиорганизма, органов и систем, наступающеепосле длительной напряжённой иликратковременной, чрезмерно интенсивнойработы.

Утомление может быть мышечным– выражаетсявукорочениимышцы, её неспособности к полномурасслаблению (контрактура), и нервное– наблюдаются нарушения в передаченервных импульсов.

Активный отдыхбыстрее восстанавливает работоспособностьмышц, также как и наличие положительныхэмоций и мотиваций.

Недостаток вдвижении – гиподинамия– негативно отражается на развитииорганизма: страдают обменные процессы,снижается работоспособность ииммунобиологическая реактивность,дыхательная и сердечно-сосудистаясистемы работают неэкономично инеэффективно при физических нагрузках,что приводит к ухудшению здоровья вцелом.

Переизбытокдвижений – гипердинамия– в детском возрасте (спортсмены) частоприводит к деформациям в ОДА и угнетениюфункций передней доли гипофиза (приэтом рост приостанавливается, нарушаютсяобменные процессы) и коры надпочечников(снижается иммунитет).

Нарушения вформировании ОДА. Осанка– привычноеположение тела во время ходьбы, стояния,сидения и работы. Правильная осанкаявляется необходимым условием длянормального развития и полноценногофункционирования внутренних органов.

Правильная осанкахарактеризуется умеренными естественнымиизгибами позвоночника, симметричнымрасположением плеч и лопаток, прямойпосадкой головы, прямыми ногами безуплощённых стоп. Осанка формируетсядовольно рано – в 6–7 лет.

Основные причинынарушений осанки:неправильная поза во время сна, работыза столом, несоответствующие нагрузки,неравномерное распределение тяжёлойноши, узкая одежда, раннее обучениенесоответствующим возрасту функциям(сидение, стояние, хождение), неправильноподобранная обувь – отсутствие каблука,несоответствие по размеру.

При письме, чтениинаименее утомительна поза, когда головаслегка наклонена вперёд, глаза находятсяна расстоянии длины предплечья иразогнутой ладони до листа тетради иликниги (примерно 30 см), спина прямая,плечевой пояс – в горизонтальнойплоскости, грудная клетка отстоит открая стола на 5–6 см, т. е.

на ширину ладониучащегося. Ноги учащегося должны бытьсогнуты в коленном и тазобедренномсуставах под прямым или слегка тупымуглом (900-1000),опираться стопами о пол или подножкупарты.

Чтобы не сдавливались суставыподколенной области, бедра должны лежатьна сидении не менее чем на 2/3и не более чем на 3/4своей длины.

При нарушенииосанки происходит искривлениепозвоночника, которое может привестик различным заболеваниям.

Если происходитбоковое искривление позвоночника, торазвивается сколиоз.Появляется он в раннем детстве или вподростковом возрасте.

При искривлениипоясничного отдела позвоночника можетразвиться гиперлордоз,характеризующийся выгнутостьюпозвоночника и грудной клетки вперёд,что приводит к нарушению функцийдыхательной и пищеварительной системы.

Если происходит искривление в грудномотделе позвоночника, то может развитьсягиперкифоз,характеризующийся выпуклостью назад.

Верный путь кформированию правильной осанки –укрепление мышц тела («мышечный корсет»),особенно мышц спины. Этому способствуютфизические упражнения, занятия спортом,подвижные игры, а также танцы, хореография.

К нарушениямопорно-двигательной системы относитсяплоскостопие– частичное или полное опущениепродольного или поперечного сводастопы.

Сводчатоерасположение костей стопы поддерживаетсясуставными связками. При длительномстоянии, переносе больших тяжестей,ношении узкой обуви, обуви на высокомкаблуке или вовсе без каблука связкирастягиваются, что приводит к уплощениюстопы.

Плоскостопиеприводит к нарушению кровообращения вногах, мышцы перенапрягаются, чтосопровождается сильными болями вступнях, лодыжках, голени и в поясничнойобласти. Люди, страдающие плоскостопием,отличаются напряжённой неуклюжейпоходкой, размахивают руками, сильнотопают.

Отпечаток стопыдаёт представление о её опорных точкахпри продольно-поперечном плоскостопие.

Плоскостопие можетбыть статическим(несоответствие нагрузок на мышцы исвязки – избыточный вес, неудобнаяобувь), травматическим(при травмах), паралитическим(заболевания нервной системы).

Профилактика:формирование правильной походки –носки при ходьбе и стоянии смотрят прямовперёд, максимальная нагрузка – напервый и пятый пальцы и пятку; ходьбабосиком по неровной, но мягкой поверхности– песок, мягкий грунт; использованиеспециальных гимнастических упражнений.

Одним из средствпрофилактики нарушений ОДА являетсядостаточная двигательная активность.Необходимо соблюдать гигиеническиетребования к мебели: соответствиепараметров сиденья и стола пропорциямтела.

Этические проблемы в нейротехнологиях

Проблема антидрайва - интегративная деятельность мозга

В недавней обзорной статье, опубликованной в JAMA Neurology, эксперты по этике и нейробиологии совместно освещают ключевые этические проблемы, связанные с исследованиями нейронных устройств, и дают рекомендации для исследователей и других специалистов, работающих в этой области.

Исследования на людях имеют основополагающее значение для изучения мозга с помощью инновационных нейротехнологий (BRAIN), цель которых – понимание механизмов работы мозга и разработка методов лечения расстройств и нарушений его работы.

При поддержке инициативы BRAIN ученые разрабатывают инструменты для мониторинга мозговой активности. Эти исследования подразумевают внедрение новых и расширение многообразия уже используемых инвазивных и неинвазивных нейронных устройств на людях.

И здесь на первый план выходят важные этические моменты.

Набор текста при помощи нейроинтерфейса. Нейротлон, Самара-2019. Фото Анна Хоружая

В рамках инициативы BRAIN была создана рабочая группа по нейроэтике (NEWG), задачи которой состоят в том, чтобы предвидеть этические вопросы, возникающие по мере развития технологий. Например, NEWG недавно опубликовала руководство, где содержатся восемь нейроэтических принципов по исследованиям в рамках инициативы BRAIN.

Опираясь на эти всеобъемлющие принципы, в октябре 2017 Национальный институт здравоохранения США (NIH) собрал экспертов по нейроэтике и биоэтике, нейробиологов и клиницистов для обсуждения и внесения предложений по этическим вопросам, связанным с исследованиями нейронных устройств на людях.

запись семинара NEWG доступна на сайте NIH.

В своей статье авторы выделяют три основные области этических проблем в этой области:

  1. анализ риска;
  2. информированное согласие;
  3. долгосрочная ответственность перед участниками исследования.

Анализ риска

Исследования на людях с использованием инвазивных или неинвазивных нейронных устройств редко бывают полностью лишены риска. Прежде чем использовать устройства в исследовательских целях, авторы рекомендуют ученым провести детальный анализ, определив тип и степень риска для каждого предполагаемого исследования (DHEW, 1979).

В статье авторы рекомендуют ученым оценить риск по шести категориям, в том числе связанные с операцией, аппаратным обеспечением устройства, стимуляцией, характером исследования, конфиденциальностью и безопасностью, а также финансовыми издержками.

Важно отметить, что хотя хирургические и аппаратные риски уникальны для инвазивных нейронных устройств, одной лишь инвазивности недостаточно для определения риска.

Авторы подчеркивают, что использование как инвазивных, так и неинвазивных нейронных устройств может подразумевать и другие, иногда менее очевидные риски.

Поскольку мозговая активность формирует основу повседневного быта (восприятия, мышления, эмоций, действий), нейронные устройства могут иметь уникальные риски, связанные с психическими состояниями и личностными особенностями.

Например, глубокая стимуляция мозга (DBS) может негативно влиять на познание и включать «нетипичные» риски, такие как влияние на личность, настроение, поведение и измененное восприятие личности, ее идентичности, конфиденциальности и свободы действий (Kleinetal., 2016; Schupbach и др., 2006).

По мнению авторов, эти «нетипичные» риски требуют особого внимания, поскольку они изменчивы, непредсказуемы и все еще не до конца понятны. При оценке рисков они рекомендуют придерживаться следующего принципа: риски исследования в конечном итоге должны быть оправданы возможной терапевтической пользой для участника и важностью той информации, которую необходимо получить.

Информированное согласие

Информированное согласие необходимо для защиты прав участников исследований. Поскольку нейронные устройства могут воздействовать на мозг предсказуемым и непредсказуемым образом, типичные проблемы информированного согласия в клинических исследованиях могут усугубляться в исследованиях нейронных устройств.

Исследователи, использующие нейронные устройства, должны информировать участников о «достаточно предсказуемых» возникающих или нетипичных рисках, связанных с нейронными устройствами.

Это особенно трудно, потому что разные люди могут иметь различные предпочтения и системы ценностей, как объясняют авторы.

Например, некоторые участники могут воспринимать стимуляцию нервной системы как субъективно расширяющую возможности, в то время как другие могут рассматривать стимуляцию как подрывающую их уровень контроля (Gilbert, O’Brien, & Cook, 2018; Klein et al., 2016).

Что можно сделать, чтобы обеспечить надлежащее раскрытие этих рисков? Авторы поощряют исследователей опираться на опыт побочных эффектов нейрофармакологических исследований и использовать многопрофильную команду для того, чтобы определить подходящие формулировки в тексте информированного согласия.

Кроме того, авторы обсуждают, как связь между нарушениями работы мозга и принятием или передачей решений может препятствовать получению информированного согласия.

Сложная для понимания информация об эксперименте вкупе с нарушениями, которые ухудшают способность к пониманию, могут не позволить участникам сделать осознанный выбор. Они могут неосознанно оказаться под влиянием лечащего врача и чувствовать некоторое давление.

Например, если отношения с нейрохирургом, который в тот же момент выполняет роль исследователя, уже сложились, людям труднее отказаться.

Авторы предлагают смягчить это давление, предоставляя пациентам альтернативные средства коммуникации (например, письменное общение или использование рисунков), или через выбор другого исследователя (за исключением их лечащего хирурга), с которым можно обсудить эксперимент. Предоставляя свое согласие, пациенты должны понимать, что их участие в исследованиях добровольное и не поставит под угрозу получение ими необходимой клинической помощи.

Долгосрочная ответственность перед участниками исследования

С добровольцами, которые согласились принимать участие в исследовании нейронных устройств, могут произойти долговременные, даже иногда пожизненные изменения, которые повлияют на их будущее.

Люди могут нуждаться в медицинской помощи и оборудовании для обслуживания устройства (например, замены батареи) в течение длительного времени после участия в исследовании.

Затраты на техническое обслуживание, ремонт и удаление устройства также становятся проблемой: спонсоры клинических испытаний с участием инвазивных устройств не всегда покрывают эти расходы, не входят они и в программы медицинского страхования.

По утверждению авторов, на данный момент не существует ни четких этических или нормативных рамок, ни стандартной практики для долгосрочной ответственности в исследовании нейронных устройств (Лазаро-Муньос, Йошор, Бошан, Гудман и МакГир, 2018).

Предполагается, что исследователи, спонсоры и производители устройств должны предвосхищать и планировать последующие нужды участников исследований.

До начала работы этические комитеты и участники должны хорошо информироваться и соглашаться с потенциальными потребностями, рисками, сложностями и затратами послеоперационного ухода.

Сложные нейронные устройства, такие как DBS, могут сделать участников особенно уязвимыми. Исследователи должны обеспечить им доступ к экспертам, которые могут помочь с техническими особенностями устройства.

Авторы также предлагают создать реестр для отслеживания долгосрочных результатов испытаний с применением нейронных устройств.

В целом, они рекомендуют, чтобы исследователи, производители устройств, спонсоры и медицинские учреждения разделяли ответственность за разъяснение обязанностей в области послеоперационного ухода. Нейронные устройства будут продолжать совершенствоваться в течение многих лет.

Таким образом, необходимы совместные усилия по разъяснению обязанностей исследователей и спонсоров в отношении долговременной помощи и ответственности перед участниками исследований.

Достижения в области нейротехнологий могут опередить существующие этические принципы. Поэтому очень важно, чтобы этические рамки для экспериментов с нейронными устройствами совершенствовались вместе с техническими достижениями.

С помощью этой публикации авторы надеются помочь ученым, клиницистам, экспертным советам и спонсорам, занимающимся подобными работами, справиться с новыми этическими проблемами, которые возникают при использовании инвазивных нейротехнологий у людей.

Диана Галимова

Источники:

Знай об организме
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: