План программы обучения больных — стратегия обучения больных сахарным диабетом

Школа диабета

План программы обучения больных - стратегия обучения больных сахарным диабетом

ПОЛОЖЕНИЕ

о  “Школе диабета”

  1. Общие положения 1.1. “Школа диабета ” (далее – школа) организуется на базе ГУЗ “ Городская поликлиника № 6” , каб. 418.(среда с 15.00 до 16.00)

    1.

    2. В школе применяется очно-заочная форма обучения, комбинированный вариант, т.е. образовательной работой занимаются как медицинские работники, так и предоставляются материалы для самостоятельного изучения.

  2. Цели школы

2.1. Обеспечение больному сахарным диабетом медицинской и психологической адаптации к жизни среди здоровых людей.

2.2. Предупреждение развития и прогрессии осложнений сахарного диабета и сердечно- сосудистой патологии.

2.3. Способствование полноценной жизни больного с сахарным диабетом.

 

  1. Задачи школы
    3.1. Мотивация пациентов с сахарным диабетом на поддержание компенсации.

3.2. Обучение больного сахарным диабетом самоконтролю.

3.3. Обучение пациента особенностям коррекции лечения в различных жизненных ситуациях.
3.4. Оказание консультативной помощи пациентам с сахарным диабетом 1 типа, прошедшим основное обучение в «Школе диабета» при стационаре.

3.5. Оказание консультативной помощи родственникам пациента с сахарным диабетом по вопросам амбулаторного ведения диабета.

 

  1. Порядок работы 4.1. Формирование группы для занятий в школе проводится по направлению врача-эндокринолога. 4.2. Школа работает согласно графику и учебному плану занятий, утвержденному главным врачом поликлиники.

    4.3. Занятия в школе проходят с периодичностью 2 раза в месяц.

4.4. По окончанию занятий в школе проводится анкетирование  по вопросам усвоения материала, предоставленного в рамках обучения, а также с целью изучения предложений по совершенствованию работы данной школы.

Программа  “Школы диабета  ” на 2017 год

Тематика занятийМесто проведенияВремя проведения
Занятие № 1Сахарный диабет. Основные типы диабета. Понятие о метаболическом синдроме.Влияние сахарного диабета на продолжительность и качество жизни. Обоснование необходимости самоконтроля при сахарном диабете. Методысамоконтроля. Поздние осложнения сахарного диабета (ретинопатия, катаракта, нефропатия, невропатия и др.). Вред алкоголя и курения при сахарном диабете.каб. 418.1-я среда месяцас 15.00 до 16.00
Занятие№ 2 Артериальная гипертензия и ишемическая болезнь сердца при диабете. Обоснованиенеобходимости ранней диагностики осложнений диабета, профилактика их развития и прогрессии.Принципы питания при сахарном диабете. Необходимость поддержания нормальноймассы тела. Понятие о «хлебной единице» и качественном составе рекомендуемой диеты. Физкультура и другие физические нагрузки при сахарном диабете. Рольфизических нагрузок в поддержании компенсации сахарного диабета.каб. 418.2-я среда месяцас 15.00 до 16.00
Занятие№ 3Лекарственное лечение сахарного диабета. Общие противопоказания для лечениятаблетированными гипогликемическими средствами. Инсулинотерапия при сахарномдиабете: виды инсулина, методика его назначения, введение инсулина. Особенности проявления ишемической болезни сердца ( в том числе инфаркта миокарда) при диабете. Интеркуррентные методы лечения сахарного диабета(фитотерапия, лечебное голодание, иглорефлексотерапия и др.)каб. 418.3-я среда месяца с 15.00 до 16.00
Занятие№ 4Понятие о гипогликемических состояниях: причины, предвестники и признаки,профилактика и меры по устранению гипогликемий. Особенности гипогликемий,развивающихся на фоне приема таблетированных гипогликемических средств. Понятие о диабетическом кетоацидозе: причины, проявления, первые меры помощи.Понятие о компенсации сахарного диабета. Правила ухода за стопами при диабете. Гигиена полости рта.каб. 418.4-я среда месяца с 15.00 до 16.00

.

ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ!!

Главной целью Школы для больных сахарным диабетом является проведение занятий для пациентов врача эндокринолога по обучению их методам самоконтроля, приспособлении назначенного лечения к индивидуальным условиям жизни, предотвращению хронических и острых симптомов имеющегося заболевания.

В чем сущность заболевания “сахарный диабет”?

Сахарный диабет как заболевание был знаком уже в древнем Египте в далеком 170 году до нашей эры. Но причина возникновения выяснилась всего лишь к окончанию прошлого века. И выявилась она при проведении экспериментальной операции по удалению у пса поджелудочной железы. Последствием такого медицинского вмешательства у прооперированного животного явилось развитие сахарного диабета.

По прошествии небольшого времени в 1921 году студенту и молодому лекарю медицинского факультета удалось из поджелудочной железы пса выделить субстанцию, при помощи которой в организме, точнее, в крови происходит понижение уровня сахара. Субстанция получила известное на сегодняшний день название – инсулин. Первый пациент, которому в 1922 году сделали инъекции препарата, прожил долгую полноценную жизнь.

По прошествии двух лет вслед за открытием инсулина доктор из Португалии пришел к выводу, что сахарный диабет является не просто болезнью, а представляет собой совершенно особенный тип жизни пациентов.

Так, в мире возникла первая школа для людей, болеющих сахарным диабетом. Теперь подобные школы имеются во многих развитых странах мира.

Пациенты с диагнозом сахарный диабет наряду со своими родными получают необходимые для жизни знания о болезни и возможность стать полноценными членами современного мира вопреки поставленному диагнозу.

Разновидности заболевания и их особенности

Сахарный диабет – это неизменно увеличенный уровень сахара в составе крови. И такое определение далеко не случайность, так как все усугубления в организме пациента связаны прежде всего с завышенным уровнем сахара в крови.

И умение пациента виртуозно распоряжаться своим самочувствием, удерживая сахар в крови на нормальном уровне, превратит болезнь из серьезного недомогания в особенный тип жизни, придерживаясь которого возможно избежать серьезных проблем со здоровьем.

Образ жизни, которого придется придерживаться больному человеку, прежде всего, зависит от установленного у него типа сахарного диабета.

Существуют 2 вида диабета:

  1. I тип – инсулинозависимый, формируется у человека со сниженным производством инсулина в организме. Чаще всего он развивается у детей малого возраста, подростков и молодых людей.

    При развитиисахарного диабета 1 типа больной неизменно должен делать себе впрыскивание инсулина.

  2. II тип – инсулинонезависимый, может возникнуть даже при излишке инсулина в составе крови. При таком типе сахарного диабета инсулин недостаточен, чтобы нормализовать сахар в составе крови.

    Этот тип диабета возникает в зрелом возрасте, довольно часто после 40 лет. Его формирование связано с увеличенной массой тела. При II типе диабета порой достаточно всего лишь внести изменения в диету.

    А для того чтобы предотвратить тяжелые последствия диабета 2 типа требуется сбросить вес и усилить насыщенность физических нагрузок. При этом многие признаки диабета пропадают.

Реже встречаются специфические виды сахарного диабета.

Симптомы и признаки развития сахарного диабета

Диагноз сахарный диабет I типа подразумевает тот факт, что поджелудочной железой производится малое количество инсулина. В связи с этим глюкоза не попадает в клетки и ее количество в составе крови опасно повышается.

У пациента появляется жажда, повышена утомляемость, ощущается сухость в ротовой полости, слабость, плохое заживление ран на коже, зуд слизистых и кожных покровов, выделяется повышенное количество мочи, наблюдается потеря в весе.

Для избавления всех вышеперечисленных симптомов и снижения количества сахара в крови нужен медицинский препарат инсулин.

Инсулин представляет собой белковый гормон, каковой вводится исключительно при помощи инъекций, так как в желудке он подвергается разрушению.

В случаях когда больной не отслеживает количество сахара, в крови и моче образуется ацетон, впоследствии это приводит к обморокам вплоть до комы или даже смерти.

Это и есть основные причины, по которым пациенту с сахарным диабетом просто жизненно необходимо проводить систематические замеры уровня сахара в крови. Этот несложный момент поможет систематически контролировать свое состояние.

Школа сахарного диабета: в чем ее преимущества для больного?

На нынешний день уже не подвергается сомнениям то, что без наличия у пациента грамотности достичь хороших результатов в профилактике без серьезных осложнений – задача просто нереальная. От ответственности и скрупулезности больного во многом зависит его состояние здоровья.

Занятия в школе диабета – передовое решение в профилактике и лечении сахарного диабета. Как правило, справляться самостоятельно с таким заболеванием достаточно сложно и проблематично, поскольку нужно владеть информацией, о том, каким образом подсчитать необходимое для введения количество инсулина и, главное, как избежать либо предотвратить возникшие вдруг осложнения.

Совершенно недостаточным оказывается получение сугубо теоретических знаний, большее значение все-таки отводится практическим навыкам, чем и занимаются специалисты таких школ. В группах содержится не более 8-10 человек, что позволяет заниматься в режиме индивидуального подхода к каждому больному.

Какие знания получают посетители школы диабета? Обучение самоконтролю пациентов, больных сахарным диабетом, включает в себе:

  • диагностирование количества сахара в моче пациента (глюкозурия);
  • систематическая сдача крови на содержание сахара;
  • установление количества ацетона в составе мочи;
  • умение грамотно анализировать полученные результаты;
  • умение учитывать физическую активность наряду с режимом питания;
  • умение правильно отрегулировать количество доз инсулина, учитывая показания количества сахара в составе крови при разнообразных дневных ситуациях;
  • постоянный контроль за массой тела;
  • проверка АД.

Производить измерения возможно при помощи специализированных реактивных полосок прямо перед приемами инсулина. В большинстве случаев пациенты измеряют уровень сахара перед принятием пищи.

Дополнительные измерения проводятся по надобности перед отходом ко сну и в случаях ухудшения самочувствия.

Корректировать каждодневные дозы инсулина, соответствующие персональному режиму питания и типу жизни, возможно только при многократных измерениях наличия сахара в крови.

Если пациент знает свой уровень, содержащийся в крови сахара на данный момент, он может:

  • уточнить, какое количество инсулина нужно ввести в организм на данный момент;
  • узнать, достаточна ли введенная доза инулина;
  • каким образом можно изменить вводимую дозу инсулина перед физической нагрузкой;
  • каким образом возможно изменить дозу инсулина в случае какой-либо болезни.

Для независимого, самостоятельного измерения количества сахара возможно использование визуальных тестовых полос или же глюкометра, которые в широком ассортименте представлены на прилавках аптек.

1-ый тип и 2-ой тип диабета: как происходит контроль?

При диагностировании сахарного диабета 1-го типа контроль за сахаром совершают 4 раза на протяжении дня – 3 раза перед употреблением пищи и 1 раз перед отходом ко сну.

При диагностировании у пациента заболевания сахарного диабета 2-го тира проверка производится так же часто, как и при диабете 1-го типа, при условии, что заболевший находится на инсулинотерапии.

Немаловажной частью излечения является строжайшее соблюдение установленного правильного режима питания.

Пациенту просто жизненно необходимо уметь без ошибок высчитывать ХЕ (т.е. хлебную единицу), так как производить подсчет нужно при всяком приеме пищи. Кроме того, требуется корректно высчитывать и пищевую ценность (калорийность) употребляемых продуктов.

Пациенты с диагнозом “сахарный диабет”, знающие систему хлебных единиц, могут с легкостью подсчитать количество углеводов, находящиеся в еде, которую они намереваются употребить в пищу. Следовательно, на основании полученных цифр возможно более легко и наиболее точно рассчитать, какую дозу инсулина следует ввести для короткого действия.

Школа диабета жизненно необходима пациентам и их близким родственникам, поскольку именно здесь человек учится самоконтролю: кроме самостоятельного определения на дому доли сахара в составе крови, но еще и навыки изменения количества сахара, основываясь на полученных показателях производимого лечения. Школа для больных сахарным диабетом на сегодняшний день является одним из главных звеньев излечения и предотвращения усугубления состояния здоровья.

Терапевтическое обучение детей, больных сахарным диабетом: организационные подходы | Издательство ПИМУ

План программы обучения больных - стратегия обучения больных сахарным диабетом

Методическое пособие

Авторы: В.А. Носкова, Т.В. Поздеева, А.В. Петров, Е.В. Колбасина

2010 год

Введение

Для современной медицины актуальна реализация комплекса мероприятий по снижению заболеваемости социально значимыми заболеваниями (туберкулез, артериальная гипертензия, сахарный диабет и др.), совершенствованию методов их профилактики и ранней диагностики, обеспечению качества лечения и реабилитации.

Факт наличия хронического заболевания, его проявления и представления о нем влияют на жизнь пациента.

Адаптация человека к жизни в той или иной степени нарушается — теряются какие-то возможности, появляются новые потребности.

В результате снижается качество жизни, человек с хронической патологией перестает выполнять определенные социальные роли, создается общественная нагрузка — на членов его семьи, людей, так или иначе контактирующих с ним.

При хронических заболеваниях большая часть усилий затрачивается на мероприятия по профилактике осложнений и инвалидизации, на обучение больных правилам контроля заболевания. Терапевтическое обучение, т.е.

формирование у пациентов навыков саморегуляции применительно к их хроническому заболеванию и адаптации к лечению, рассматривается как базисный компонент лечения больных, наряду с диагностическими процедурами, медикаментозной терапией и другими терапевтическими методами.

ТОП представляет собой организованную работу медицинского персонала по изменению поведения пациента с хроническим заболеванием, направленную на его адаптацию к жизни с болезнью и на улучшение медицинского прогноза лечения заболевания.

ТОП способствует изменению представлений пациента о себе и своей болезни так, чтобы он достиг адекватной самооценки — оценки возможностей, понимания, как эти возможности можно использовать, какие для этого существуют ограничения и какие необходимы условия.

ТОП помогает понять новые потребности, возникающие в связи с болезнью, и научить пациента способам их удовлетворения. Целью ТОП является формирование у больного новых форм поведения, улучшающих эти параметры.

Включение ТОП в программу лечения позволяет более эффективно использовать все прочие средства лечения. При этом, чем эффективнее средства лечения заболевания, тем больше возрастает потребность в терапевтическом обучении.

Предотвращение осложнений, снижение инвалидности и смертности населения, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных с хронической патологией возможно при рациональном использовании ресурсов в здравоохранении, в том числе — трудовых.

Большую роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности медицинской помощи, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи играют специалисты сестринского дела.

Пропаганда медицинских знаний, гигиеническое воспитание населения, обучение пациентов и их семей является одной из функций медицинских сестер, которая в связи с ростом распространенности хронических заболеваний в нашей стране приобретает особый смысл и должна стать частью ежедневной работы сестринского персонала.

Исследование самоконтроля заболевания и качества жизни у детей 7–14 лет с сахарным диабетом

Терапевтическое обучение как медицинская практика впервые возникло в лечении больных с сахарным диабетом 1-го типа. Это можно объяснить особенностями данного заболевания. Выраженная декомпенсация метаболизма приводит к ярким клиническим симптомам, влияющим на жизнь пациентов и даже опасным для них.

Эти нарушения эффективно устраняет введение инсулина, но оно также имеет побочные эффекты. Поддержание компенсации диабета, предотвращение его осложнений (как острых, так и поздних) возможно при соблюдении на протяжении всей жизни некоторых правил: техники введения инсулина, диеты, контроля гликемии и т.д.

Для этого у пациентов должны быть сформированы все эти навыки.

На сегодняшний день единственным способом предотвратить или отсрочить развитие осложнений СД 1-го типа, снизить темпы инвалидизации пациентов молодого возраста и приблизить качество жизни детей с сахарным диабетом к уровню здоровых сверстников является достижение и поддержание компенсации углеводного обмена.

Это возможно лишь у хорошо обученных пациентов.

В исследовательских работах наглядно продемонстрировано, что дети из семей, которые осведомлены в различных вопросах сахарного диабета, имеют более высокую компенсацию углеводного обмена, гораздо лучше социально адаптированы, адекватнее воспринимают свое состояние и реже госпитализируются.

Исследователи, занимающиеся обучением пациентов, в последнее время все чаще и чаще подчеркивают, что «самоконтроль больного диабетом маленького мальчика, естественно, будут проводить его родители, но ответственность постепенно должна переходить к ребенку».

В этой связи родители и специалисты сталкиваются с дилеммой, когда и как передавать детям ответственность за свое здоровье.

Успех обеспечен при постепенном снятии ответственности с родителей и только при условии достаточных знаний и опыта самоконтроля у больных детей и, что особенно важно, при наличии у ребенка желания осуществлять самоконтроль.

Такой подход сводит к минимуму риск неадекватного метаболического контроля и, вместе с тем, позволяет избежать напряженных отношений между родителями и детьми. Специалисты приходят к выводу, что обучение детей следует начинать как можно раньше. Тогда ребенок воспринимает свое заболевание как неизбежное неудобство, которое его учат преодолевать и которое при соблюдении режима не мешает жить полноценной жизнью.

Обучение больных сахарным диабетом

План программы обучения больных - стратегия обучения больных сахарным диабетом

Ведущая цельобучения при СД — научить пациентауправлять лечением своего заболевания.При этом ставятся задачи: созданиемотивации к овладению пациентом методамиуправления СД, ин­формирование пациентао заболевании и способах предотвраще­нияего осложнений, обучение методамсамоконтроля.

Основныеформы обучения: индивидуальная (беседас больным) и групповая (обучение пациентовв специальных школах для боль­ных СДв условиях стационара или амбулаторно).Последняя наи­более эффективна вотношении достижения поставленнойцели.

Обучение проводится по специальнымструктурирован­ным программам,дифференцированным в зависимости оттипа СД, возраста больных (например,школа для детей, больных СД 1 типа и дляих родителей), вида применяемого лечения(диетотерапия, пероральные сахароснижающиепрепараты или инсулинотерапия при СД2типа)и наличия осложнений.

Самоконтроль

Этоучет больными СД, прошедшими обучение,субъективных ощущений, уровня гликемии,глюкозурии, других показателей, а такжережима питания и физических нагрузокс целью принятия самостоятельных решенийдля предотвращения острых и хроническихосложнений СД. Самоконтрольвключаетв себя:

1.Контроль и оценкасахара крови до еды и перед каждойинъ­екцией инсулина ежедневно припроведении интенсивной инсулинотерапии.Наиболее эф­фективно СК осуществляетсяс помощью глюкометра — пор­тативнойтест-системы, предназначенной дляэкспресс-ана­лиза уровня гликемии.

2.Расчет дозыинсулина по количеству ХЕ принимаемойпищи, ежедневных энерготрат и уровнюгликемии.

3.Контроль за массойтела (взвешивание 2-4 раза в месяц).

4.При уровне глюкемииболее 13 ммоль/л исследование мочи наацетон.

5.Ведение дневникабольного СД.

6.Осмотр стоп иуход за ногами.

Проведение этихмероприятий по СК позволяет в конечномитоге улучшить здоровье пациентов,повысить качество их жизни и ог­раничитьзатраты на лечение. Следует отметить,что в настоя­щее время обучениепациентов должно выполнять роль базисадля их грамотного лечения.

Инсулинотерапия сахарного диабета 1 типа

Инсулинотерапиядо настоящего времени остаетсяединствен­ным эффективным средствомлечения СД 1 типа.

Классификацияпрепаратов инсулина

1. По длительностидействия:

а) быстродействующие,короткого действия (ИКД): актрапид,хумулин регуляр и др., начало их действияна­ступает через 30-40 мин при подкожномвведении, пик действия — через 1,5-3 ч,продолжительность действия -4-6 ч взависимости от дозы;

б) инсулины среднейпродолжительности действия: монотард,про­тафан, хумулин (Л, НПХ), началодействия на­ступает через 1-2 ч, пикдействия — через 4-10 ч, продол­жительностьдействия — 12-18 ч;

в) инсулиныдлительного действия (ИДД): ультратард,хуму­лин У, начало действия наступаетчерез 4-6 ч, пик дейст­вия — через 10-18 ч,продолжительность действия — 20-26 ч;

г) комбинированныеинсулины (смеси инсулинов короткого исредней продолжительности действия вразличных со­отношениях): микстардНМ, хумулин М, фармакокинетика этихпрепаратов опре­деляется соотношениемвходящих в них компонентов.

Для удобствавведения инсулина в настоящее времяисполь­зуются инъекторы многоразовогоиспользования — шпри­цы-ручки (НовоПен- 1, 2, 3, ОптиПен). С помощью шприца-ручкибольной может сделать себе инъекцию влюбых условиях (на даче, в командировке,в гостях и т. п.) без особой подго­товки.Очень важным фактором являетсябезболезненность инъекции за счетспециальной заточки игл.

Расчет дозыинсулина

Инсулинотерапияпроводится с заместительной целью,возмещая 2 вида секреции инсулина:базальнуюи стимулиро­ванную (пищевую, болюсную)инсулинемию. Первая представляет собойту концентрацию инсулина в крови, котораяобеспечивает гомеостаз глюкозы винтервалах между приемами пищи и вовремя сна.

Скорость базальной секрециисоставляет 0,5-1 ед. в час (12-24 ед. в сутки).Второйвид секреции (пищевой инсулин) происходитв ответ на вса­сывание глюкозы пищинеобходима для ее утилизации. Количествоэтого инсулина примерно соответствуетобъему принятых углево­дов (1-2 ед. на1 ХЕ). При этом считается, что 1 ед.

инсулинаснижает уровень сахара крови приблизительнона 2,0 ммоль/л,На пищевой инсулин приходится примерно50-70% суточной продукции инсулина, а набазальный 30-50%. Кроме того, необходимопомнить, что секреция инсулина под­верженане только пищевым, но и суточнымколебаниям.

Так по­требность в инсулинерезко повышается в ранние утренние часы(феномен утренней зари), а в дальнейшемснижается в течение дня.

Стартовая суточнаядоза инсулина может рассчитыватьсясле­дующим образом:

    • в 1-й год болезни потребность в инсулине составляет 0,3-0,5 ед./кг массы тела (иногда потребность может быть еще меньше за счет сохранившейся остаточной секреции базального инсулина);

    • при длительности СД более 1 года и хорошей компенсации -0,6-0,7 ед./кг;

    • у подростков в пубертатный период — 1-1,2 ед./кг;

    • при наличии декомпенсации СД, кетоацидозе доза составля­ет 0,8-1,2 ед./кг.

При этом базальнаяпотребность обеспечивается двумяинъекциями ИСД (1/2 дозы базальногоинсу­лина утром и 1/2 — перед ночнымсном) или одной инъекцией ИДД (всю дозуутром или на ночь). Доза этого инсулинаобычно составля­ет 12-24 ед. в сутки.

Пищевая (болюсная) секреция замещаетсяинъ­екциями ИКД перед каждым изосновных приемов пищи (обычно передзавтраком, обедом и ужином за 30-40 мин).Расчет дозы ведет­ся исходя изколичества углеводов (ХЕ), котороепредполагается принять во времяпредстоящего приема пищи (см.

выше), атакже уровня гликемии перед даннымприемом пищи (определяется са­мимпациентом с помощью глюкометра).

Пример расчетадозы: больной СД 1 типа массой 65 кг исуточ­ной потребностью в углеводах22 ХЕ. Ориентировочная общая доза инсулинасоставляет 46 ед. (0,7 ед./кг х 65 кг). ДозаИКД зависит от количества и качестваХЕ: в 8 ч (на 8 ХЕ) вводим 12 ед. актрапида,в 13 ч (7 ХЕ) — 8 ед. актрапида и в 17 ч (7 ХЕ) -10 ед. актрапида.

Доза ИКД за сутки составит30 ед., а доза ИСД — 16 ед. (46 ед. — 30 ед.). В 8 чвводим 8-10 ед. монотарда НМ и в 22 ч — 6-8 ед.монотарда НМ. В последующем дозы ИСД иИКД можно увеличить или умень­шить(обычно одномоментно не более чем на1-2 ед. в каждую из инъекций) в зависимостиот энергозатрат, количества ХЕ и уровнягликемии.

Эффективностьинтенсивной инсулинотерапии оцениваетсяпо результатам самоконтроля.

Знай об организме
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: