Неврозоподобные расстройства — в кабинете детского психиатра

Содержание
  1. Лечение детских неврозов
  2. Особенности формирования невроза у ребенка
  3. Виды и симптомы неврозов
  4. Лечение невроза у детей
  5. Неврозоподобная (псевдоневротическая) шизофрения
  6. Факторы риска и причины развития
  7. Особенности псевдоневротической шизофрении
  8. Поведение
  9. Психоэмоциональные и невротические проявления
  10. Сенсомоторное восприятие
  11. Мышление
  12. Чем отличается от невроза?
  13. Прогноз
  14. Список литературы:
  15. Психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)
  16. Формирование первых коммуникативных связей
  17. Невротические расстройства детского возраста
  18. Проблемы школьной дезадаптации
  19. Ранние психические заболевания. Умственная отсталость
  20. Расстройства аутистического спектра
  21. Атипичный детский аутизм
  22. Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении
  23. Благоприятный прогноз лечения
  24. Психоневротические расстройства у детей
  25. Причины развития невротических расстройств
  26. Факторами, способными увеличить риск возникновения невротических расстройств, являются:
  27. На сегодняшний день различают несколько видов невротических расстройств у детей и подростков. К ним относятся:
  28. Лечение и профилактика невротических расстройств у детей
  29. Учет у психиатра: кого ставят, какими будут последствия? Рассказывает врач
  30. Виды учета у психиатра
  31. Консультативный учет
  32. Диспансерное наблюдение
  33. Какие есть ограничения?
  34. Как психиатрический учет влияет на дальнейшую жизнь?
  35. Как избежать диспансерного учета?

Лечение детских неврозов

Неврозоподобные расстройства - в кабинете детского психиатра

Невроз — это психологическое заболевание, которое представляет собой реакцию на психическую травму. Проявление детского невроза зависит от самой психической травмы, а также от личности самого ребенка.

Особенности формирования невроза у ребенка

Далее рассмотрим происхождение детских неврозов.

Их особенностью у детей является формирование на фоне незрелости личности. Для понимания, личность у детей определяется типом воспитания в семье. 

Стоит выделить основные «‎неадекватные» типы воспитания:

  • Недостаточное уделение внимания малышу — «‎гипоопека».
  • Избыточное уделение внимания — «гиперопека».
  • Жестокое воспитание.
  • Авторитарное воспитание.

Как правило, неправильное воспитание может навредить формированию личности и темперамента малыша. Вследствие чего появляются негативные черты характера, неадекватные реакции со стороны ребенка.

Рано или поздно это приводит к чувству неполноценности, на фоне которого любое негативное внешнее воздействие может привести к неврозу.

В роли негативного фактора могут выступать: грубое слово, громкое замечание, изменение условий жизни и многое другое. 

Учитывая незрелость личности у детей, редко развиваются типичные формы невроза. Чаще у них отмечаются более простые расстройства — системные неврозы. Они могут проявиться со стороны любого органа и системы органов.

Считают, что выбор поражения того или иного органа зависит от наследственной восприимчивости (слабости) органа или системы организма.

Такими слабыми местами у детей часто является речедвигательный аппарат (формирование заикания) и мочевыделительная система (развитие энуреза). 

Существует также другой механизм развития: сочетание повышенного нервного напряжения и выполнение определенного действия или движения в этот момент.

Так, данное действие или движение, может привести к формированию тиков у малыша. Таким образом, неврозы в детском возрасте чаще всего проявляются тиками, заиканием и энурезом.

При отсутствии лечения системные неврозы с возрастом нередко переходят в «классические», как у взрослых. 

При неврозах у детей часто встречается заиканияе.

Виды и симптомы неврозов

Существуют такие виды общих неврозов, как:

  • Истерия. У детей данное состояние проявляется избыточной, неадекватной реакцией на неудовлетворенность чем-либо. Дети с истерией нередко «притворяются». Они могут добиваться желаемого путем манипуляции родителями. Манипуляция может заключаться в имитации симптомов заболевания. При этом врач, осматривая малыша, не находит объективных признаков заболевания. 
  • Неврастения. У детей она проявляется раздражительностью и слабостью. Нередко возникают бурные реакции на незначительные замечания или действия. Характерными симптомами неврастении также являются: изменчивость настроения, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, головная боль, ощущение сердцебиения, нарушение сна. Педиатры, осматривая этих детей, нередко выставляют всем известную вегето-сосудистую дисфункцию. 
  • Навязчивые состояния. Развиваются у детей с определенными психологическими особенностями: боязливостью, мнительностью, нерешительностью. С раннего возраста характерно образование различных страхов. У большинства больных детей появляются разнообразные защитные реакции в виде навязчивых действий (хлопки руками, частое мытье рук, прыжки и другое). В более старшем возрасте могут появляться навязчивые мысли, сомнения и другое. При этом дети могут осознавать абсурдность своих действий и пытаются бороться с ними. 

Ниже рассмотрим наиболее встречающиеся формы неврозов у детей:

  • Тики. Нередко предшествуют навязчивым состояниям и действиям. Для них характерны стереотипные сокращения отдельных групп мышц. В раннем возрасте часто возникают частые моргания глазами. При прогрессировании возможно вовлечение в процесс других мышечных групп (дергание носом, заведение глаз, приподнимание бровей, приподнимание плечами и многое другое). После перенесенных ОРВИ у таких детей возможно появление дыхательных тиков: кашель, откашливание, втягивания носом и другое). 

После перенесенных ОРВИ у детей возможно появление дыхательных тиков (кашель, откашливание, втягивания носом и другое). 

  • Заикание. Также можете встретить и другое название — логоневроз. Они являются словами-синонимами. Заикание представляет собой нарушение речи, свзанное с судорожным сокращение отдельных групп мышц речедвигательного аппарата. Более подробно с проявлением и лечением данной проблемы вы можете ознакомиться в нашей статье. 
  • Энурез. Представляет собой ночное недержание мочи. Энурез является неврозом только в том случае, если развивается на фоне психологической травмы или изменений условий жизни (посещение первый раз садика, рождение брата или сестры и другое). Довольно характерна связь с обстановкой и ситуацией, в которой может находиться малыш. Со временем, из-за своего недуга у детей развивается ощущение неполноценности. В более старшем возрасте могут появиться негативные черты характера: несдержанность, злость, раздражительность. В ряде случаев, энурез может развиваться вместе с энкопрезом (недержание кала). 

Невроз, как и другие заболевания, проходит ряд условных этапов. Эффект лечения зависит от своевременности оказания помощи. Довольно простое правило: чем на более ранних этапах оказана помощь, тем более благоприятнее эффект от лечения

Лечение невроза у детей

Основным способом лечения является психотерапия. 

Психотерапия способствует:

  • Улучшению обстановки в семье.
  • Улучшению взаимоотношения между ребенком и членами семьи.
  • Коррекции воспитания малыша. 

Все методы психотерапии детских неврозов можно сгруппировать в три основные группы: индивидуальная, групповая, семейная.

Среди индивидуальной психотерапии стоит выделить: разъясняющую, рисуночную (рисование, лепка), игровую, аутогенную. Более подробно на них мы останавливаться не будем.

Лишь скажем, что правильным подбором и проведением данных методов терапии занимается специалист — психотерапевт.

Основным способом лечения неврозов является психотерапия. 

Медикаментозное и физиотерапевтическое лечение в данном случае способствует лишь большему эффекту психотерапии и не является основным методом лечения.

Ниже рассмотрим основные группы средств и их представители, которые могут использоваться при лечении:

  • Ноотропы: пантогам, ноотропил, пирацетам, аминалон, фенибут. 
  • Седативные средства: валериана, пустырник и др.
  • Общеукрепляющие и тонизирующие средства: препараты кальция (глюконат, хлорид, лактат, глицерофосфат); витамины (пиридоксин, тиамина бромид); настойки китайского лимонника, заманихи, элеутерококка, аралии, женьшеня; липоцеребрин; 
  • Полезны ванны (хвойные).
  • В ряде случаев, по назначению лечащего врача, возможно использование психотропных средств: транквилизаторы (элениум, эуноктин, седуксен, триоксазин); антидепрессанты в малых дозах (мелипрамин, амитриптилин), при повышенной возбудимости, гиперкинезах —  нейролептик соннапакс (меллерила).

Неврозы можно и нужно профилактировать. Основой профилактики является предотвращение стресса у детей. Немаловажную роль играет благоприятный микроклимат в семье и в садике, школе. В каждом конкретном случае важно найти индивидуальный личностный подход, который позволит избежать появления невроза.

Неврозы являются актуальной проблемой детской неврологии в связи с высокой распространенностью данного недуга у детей. Родителям очень важно знать основные проявления данной патологии у детей. Не занимайтесь самолечением, при появлении первых признаков невроза у малыша, обращайтесь к педиатру и детскому неврологу, которые помогут решить вам данную проблему.

Неврозоподобная (псевдоневротическая) шизофрения

Неврозоподобные расстройства - в кабинете детского психиатра

Неврозоподобная шизофрения – это хроническое заболевание с колебаниями в интенсивности, которое ближе всего находится к шизотипическому расстройству личности (код мкб-10 F21.3). В клинической картине присутствуют психопатологические проявления, схожие с невротическими.

В зарубежных источниках медленно и сравнительно благоприятно развивающиеся психозы эндогенного происхождения называли по-разному. Такая шизофрения имела следующие синонимичные названия:

  • мягкая;
  • санаторная;
  • псевдоневротическая;
  • вялотекущая.

Согласно американским классификаторам (DSM), симптоматика не отвечает в полной мере критериям классической шизофрении. Заболевание относят к пограничным расстройствам личности, то есть патологий характера.

Факторы риска и причины развития

Вопрос раннего выявления пограничных нарушений остается открытым, так как нельзя выделить определенные причины развития. Доминируют такие факторы риска:

  • наследственность – наличие заболевания шизофренического спектра у ближайших родственников;
  • выявленные другие психические расстройства у родных, в том числе синдром зависимости (преимущественно от алкоголя) и маниакально-депрессивный психоз;
  • спонтанные мутации генома у определенного индивида;
  • нарушение баланса между работой нейромедиаторных систем в головном мозге;
  • нарушение психомоторного развития человека в раннем детском возрасте и/или патологии беременности у матери;
  • дисгармоничные социально-психологические условия, в которых проходит взросление ребенка, включая сиротство;
  • мужской пол и молодой возраст – более сомнительные факторы, так как развитие патологии может приходиться на любой период жизни.

Особенности псевдоневротической шизофрении

Симптоматика появляется спонтанно без четкой связи с внешними факторами. С течением времени проявления могут нарастать или самостоятельно исчезать. Клиническая картина неоднозначна, так как может соответствовать другим заболеваниям. Верифицировать состояние может только врач-психиатр.

Поведение

Интенсивность проявлений варьируется в зависимости от тяжести течения расстройства у конкретного человека. Несмотря на индивидуальные отличия, поведение больных может иметь такие общие признаки:

  1. Обсессивные (навязчивые) действия высокой силы. Люди длительно совершают свойственные для них ритуалы, не обращая внимания на окружающих людей. Например, трехкратное мытье рук – обязательное условие для выхода из дома.
  2. Отстранение от социума – аутизация личностных установок. Круг общения ограничивается родственниками или единичными друзьями. Общение проходит скорее из надобности, что при этом не делает больных несчастными.
  3. Странноватая манера речи с использованием абстрактных фраз.
  4. Нетипичный стиль в одежде. Нередко просто неопрятный, указывающий на полное безразличие к мнению других людей.
  5. Игнорирование условностей, правил поведения, этикета.
  6. Сужение круга интересов.
  7. Отказ от пищи вплоть до анорексии или причудливые диетические наклонности. К примеру, человек начинает употреблять в пищу только травы или сырые продукты. Мотивационные причины для подобных ухищрений нелогичны – «хочу, чтобы лицо стало похожим на кошачью морду».
  8. Монотонная астения – нервно-психическая слабость, не уменьшающаяся после отдыха.

Любое беспокойство выступает в роли катализатора тревожно-фобических синдромов. Человеку становится трудно адекватно реагировать в простых социальных ситуациях. Любые изменения психоэмоционального статуса отражаются на поведении.

Психоэмоциональные и невротические проявления

Неврозоподобные симптомы возникают на стойко измененном психопатологическом фоне. Для периодов обострения характерны такие симптомы:

  • суточные колебания настроения без причины;
  • тревожность и беспокойство, усиливаются в незнакомых условиях или местах скопления людей;
  • склонность к рефлексии;
  • навязчивые сомнения и обсессии с контрастным содержанием;
  • несколько разных эмоций проявляются вместе или слишком быстро сменяют друг друга, причем их окрас так же непредсказуемо меняется;
  • реакции на обычные стимулы непостоянны или вообще инертны;
  • чувства вины, гнева, страха искажены, но справиться с ними крайне трудно;
  • ангедония – снижение способности получать удовольствие;
  • выраженные непреодолимые фобии странного содержания, например, страх красного цвета или буквы «О»;
  • чувственно-эмоциональные переживания могут восприниматься человеком как проявление слабости, поэтому он старается отказаться от них;
  • ипохондрия – чрезмерная обеспокоенность своим здоровьем, которая проявляется в виде вычурных жалоб («кости крошатся», «кровь переливается из одной руки в другую»).

Сенсомоторное восприятие

Меняется восприятие человеком собственного тела, обычно в негативную сторону. Среди симптомов преобладают такие изменения:

  • деперсонализация – нарушение самовосприятия личности, в тяжелом случае – чувство потери собственного «Я»;
  • дисморфомания– болезненная убежденность в наличии физиологических дефектов или недостатков, достигающее уровня бредовых расстройств;
  • патологическая убежденность в (мнимом) уродстве становится преградой для социального взаимодействия;
  • предполагаемые недостатки и дефекты маскируют с помощью одежды, духов, необоснованных оперативных вмешательств.

Вялотекущая шизофрения имеет тенденцию к прогрессированию, трансформации в более тяжелое течение. В подростковом возрасте такие личности могут страдать от расстройств пищевого поведения (булимия, анорексия) на фоне необоснованного отвращения к своему телу.

Мышление

Симптомы группируются в единую клиническую картину, сопутствуя друг другу. При более детальной диагностике врач выявляет также расстройства мышления:

  • недостаточная концентрация внимания;
  • тонкая грань между восприятием реального и вымышленного;
  • невозможность долго держать в себе целенаправленные мысли;
  • между сходными по эмоциональному окрасу или содержанию мыслями человек не видит разницы;
  • ослабление способности адекватно понимать любые концепции;
  • изменение самовосприятия;
  • постоянное присутствие «побуждающей» установки, что запускает неостановимую последовательность навязчивых мыслей;
  • пациент не распознает антисоциальное поведение, поэтому их действия часто вызывают недоумение у окружающих.

Чрезмерная озабоченность собственным здоровьем или внешностью находит отражение в мышлении, которое становится патологическим. При этом больной не понимает глубину проблемы.

Самым страшным последствием является необратимая умственная деградация

Необходимо как можно раньше распознать зависимость и начать ее лечить.

Принципиальная разница между личностными расстройствами и неврозом заключается в условиях их развития. Вялотекущая шизофрения возникает без связи со стрессом или внешним психотравмирующим фактором (но они могут усугублять ее течение). При этом симптомокомплекс включает изменения психоэмоционального статуса, мышления, поведения.

Течение неврозоподобного расстройства обычно благоприятное, ремиссии длительные. В исходе отсутствует типичное шизофреническое слабоумие. На фоне лечения человек абсолютно нормально живет в обществе, поддерживая высокий уровень жизни.

Чем отличается от невроза?

Постановка диагноза проводится при личном собеседовании врача-психиатра и человека с предполагаемым расстройством. Посторонний человек не имеет достаточных навыков для правильного анализирования всех проявлений. Стандартный план включает следующие мероприятия:

  1. Общий осмотр.
  2. Сбор анамнеза – истории жизни и заболевания.
  3. Общение с родственниками (при необходимости).
  4. Оценка психофизиологического статуса.
  5. Проведение тестов, по показанию – лабораторно-инструментальных обследований.
  6. Консультации других специалистов – при необходимости.

Лечением псевдоневротической шизофрении занимается психиатр. В некоторых случаях требуется помощь клинического психолога или психотерапевта, а также других специалистов.

Терапия имеет два основных направления, которые не взаимоисключают, а дополняют друг друга. К ним относятся такие методы:

  • психотерапия с упором на когнитивно-поведенческий подход + семейная и групповая;
  • медикаментозное воздействие.

Лекарственные препараты назначают в индивидуально переносимых схемах. В первую линию фармакотерапии входят атипичные нейролептики. При необходимости к ним добавляют антидепрессанты.

Прогноз

Постановка диагноза без должного разъяснения может неблагоприятно сказаться на социальном функционировании пациентов, хотя само заболевание хорошо поддается лечению. Из-за снижения качества жизни они могут потерять работу, друзей, иногда семьи. В тяжелых случаях требуются многократные госпитализации в стационар.

Несмотря на отсутствие грубых психопатологических нарушений (галлюцинации, тяжелый бред), тяжелая симптоматика приводит к социальной дезадаптации. В таких случаях больным требуется длительная реабилитация с психотерапевтическим сопровождением, чтобы избежать рецидива.

Список литературы:

Психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)

Неврозоподобные расстройства - в кабинете детского психиатра

©  Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»:

Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах детского возраста.

Речь пойдет о допубертатном возрасте, то есть примерно до 10 – 12 лет, во время которого ребёнок проходит несколько этапов своего психофизического развития.

Это очень важный возраст с точки зрения становления его психических функций, его личности, характера. В этом возрасте тоже есть свои наиболее значимые периоды.

Они отличаются особой уязвимостью психики ребенка к внешним социальным, иногда патогенным факторам. Эти периоды особой уязвимости называются возрастные кризы.

В детском возрасте возрастные кризы хорошо известны врачам-психиатрам, психологам, педагогам — это возраст 3 года и 7 лет.

Формирование первых коммуникативных связей

В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада.

Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель»,  требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы.

Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками.  Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания.

Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него.

Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности.

Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков.

Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно,  и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль.

Невротические расстройства детского возраста

В этот период ребенок стрессует, у него может быть большое количество различного рода невротических расстройств. И мы эти расстройства хорошо знаем.

В этом возрасте внезапно может появиться энурез – недержание мочи, мы можем наблюдать обгрызенные ногти у этих детей.

Эти дети могут испытывать большое количество страхов, они отказываются спать в отдельной комнате с выключенным светом, они, даже если их силой всё-таки укладывают спать в детской, всё равно находят возможность ночью пробраться в спальню родителей и залезть к ним под одеяло.

У этих детей очень часто появляются проблемы с поведением в случае, если они сталкиваются с довольно большим количеством стрессовых факторов.

И на эти проблемы с поведением обращают внимание воспитатели детского сада.

Может появиться расстройство сна, плохое настроение, плаксивость, капризность, крикливость, иногда излишняя демонстративность, позерство  – всё это мы называем неврозами детского возраста или детскими неврозами.

Дети не обнаруживают таких невротических симптомов, какие мы привыкли видеть у взрослых, потому что у них ещё не созрела аффективная эмоциональная сфера, и они не могут переживать так, как взрослые ту или иную сложную жизненную ситуацию, поэтому чаще всего они реагируют телом.

У детей очень развито психосоматическое реагирование. У них неврозы, как правило, носят такой соматический характер. Как я уже сказал, энурез – один из видов детских неврозов.

Есть ещё заикание – это тоже в 90% случаев относят к психологическим невротическим проблемам ребенка. Сюда же можно отнести и различного рода условные заболевания, скорее всего, их можно найти в виде симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта.

У детей могут появляться болевые симптомы, которые никак не подтверждаются на обследованиях.

Иногда у детей возникает так называемый аспирационный синдром, когда в момент именно вот такого очередного бурного эмоционального реагирования они вдруг начинают задыхаться, у них появляется бронхоспазм, возникает вопрос о том, что возможно это бронхиальная астма. Ну и много-много чего ещё такого полиморфного, необычного, что бывает у детей именно в период их возрастных кризов.

Проблемы школьной дезадаптации

Есть еще криз 7-летнего возраста. Это возраст, когда ребенок приходит в школу. И здесь он получает ещё больше самостоятельности, здесь он начинает понимать что такое ответственность, начинает получать задатки представлений о дееспособности, то есть представление о том, что его действия имеют какие-то последствия, и эти последствия связаны именно с ним.

В этом возрасте ребёнок тоже достаточно уязвим. Первоклашки могут спотыкаться уже в первые месяцы учёбы, это мы называем проблемой школьной дезадаптации.

У них не получается установить связи с одноклассниками, возникают постоянные недоговоренности с учителем, они отказываются идти в школу, они устраивают истерики прямо на уроке, мешают всем учиться, вставая со своего места, не понимая, что ходить по классу нельзя.

Реакция учителей для них ничего не значит, это приводит к серьезному конфликту со многими участниками школьного процесса, не только с одноклассниками и учителями, но и с директором школы. И родители в этом тоже начинают принимать участие.

Многие родители встают на сторону ребёнка, считая его незаслуженно обиженным. Видят проблему в некомпетентности учителей, начинают обвинять учителей, часто подливая масло в огонь этих невротических симптомов и расстройств поведения, о которых я уже говорил.

Ранние психические заболевания. Умственная отсталость

Кроме невротических расстройств в детском возрасте могут начинаться и довольно серьезные психические заболевания, среди которых на сегодняшний день, пожалуй, два заболевания мы можем отнести к наиболее распространённым из всех других психических расстройств детского возраста.

Первое заболевание называется умственная отсталость. К сожалению, встречается достаточно часто.

Если мы говорим о тяжелых формах умственной отсталости, то она обращает на себя внимание еще в первые годы жизни.

Если мы говорим о ее легких или пограничных формах, то это проявляется только тогда, когда ребёнок идёт в школу, и уже с первых дней не успевает за своими сверстниками в усвоении материала.

Умственная отсталость может быть различной, причин её возникновения очень много. Среди них много разного рода неврологических или терапевтических, педиатрических заболеваний, которыми ребёнок страдает с самого раннего грудного возраста.

Или которые начались чуть позже.

Это и черепно-мозговые травмы, и какие-то нейроинфекции, возможно, какая-то генетическая, наследственная, хромосомная патология, которая приводит к недоразвитию центральной нервной системы и соответственно к психическим расстройствам в виде умственной отсталости.

Дети с умственной отсталостью в большей степени оказываются уязвимы в отношении как раз невротических симптомов, поскольку они в случае легкой умственной отсталости понимают и осознают факт своей несостоятельности, видят, как они отстают от сверстников. И они оказываются очень часто в центре так называемого буллинга. Сверстники начинают над ними издеваться, болезненно подшучивая над их странностями поведения.

В этих ситуациях, когда мы имеем дело с умственной отсталостью, очень важно своевременно решить вопрос о форме обучения,  насколько эта форма в обычной общеобразовательной школе будет комфортна для самого ребенка, если он там не успевает. И насколько ему будет легче учиться в той школе, где требования к учебному процессу несколько иные, и они близки к индивидуальным, как мы говорим, вальдорфским требованиям.

Расстройства аутистического спектра

Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС.

В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц.

Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер.

Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций.

Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками.

Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста – это мир его фантазий, установок,  известных очень часто только ему.

Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы.

Атипичный детский аутизм

Помимо синдрома Аспергера в расстройства аутистического спектра входят и другие его варианты: синдром Каннера, синдром Геллера – это так называемый атипичный детский аутизм.

Про  атипичный детский аутизм мы начинаем говорить, когда у ребёнка на фоне аутистических проявлений начинают проявляться какие-то психопатологические феномены, указывающие нам на начало какой-то психической болезни.

Например, у него появляются какие-то галлюцинации,  или он становится отрешенным от происходящего настолько, что вообще перестает реагировать на происходящее вокруг и «застывает»  – это так называемый синдром кататонии. Однако целостной картины психического заболевания не возникает. И эти симптомы  оказываются в конечном итоге обратимыми.

Надо помнить о том, что ранний детский аутизм и все расстройства аутистического спектра в прогностическом отношении очень неоднозначная группа.

В частности, есть варианты, которые имеют довольно благоприятный прогноз, в буквальном смысле полностью исчезают все проявления аутизма с возрастом и соответствующим лечением.

На другом полюсе находятся те формы детского аутизма, которые с возрастом, к сожалению, трансформируются уже в текущие психические заболевания, более характерные для подросткового или для зрелого возраста.

Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении

Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно.

В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи.

Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом.

С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми.

Благоприятный прогноз лечения

Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно.

Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми.

Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра.

Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи.

 В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры.

Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы.

Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний.

Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.

Психоневротические расстройства у детей

Неврозоподобные расстройства - в кабинете детского психиатра

Такие психологические расстройства как неврозы, часто встречаются у детей. Наибольшее количество случаев расстройств фиксируется в возрастной группе, к которой относятся школьники и подростки.

Проявляется неврастения в раздражительной слабости. Ребенок может иметь склонность к гневным реакциям или раздражению, а также неустойчивость перед различными психическими напряжениями. Часто невротические расстройства сопровождаются вегетативными нарушениями. Могут возникать сосудистые обмороки, расстройства аппетита и сна, частые рвоты и головные боли.

Причины развития невротических расстройств

Главной причиной, которая может привести к развитию невроза у ребенка, является психологическая травма.

Степень расстройства во многом зависит от состояния психики в целом и способности ЦНС сопротивляться негативным воздействиям. Зигмунд Фрейд, труды которого положили начало научной неврологии, сравнил невроз с монастырем.

По его мнению, личности, оказавшиеся слабыми для этой жизни, сбегают от реальности, укрываясь в неврозах, как в монастырях.

Факторами, способными увеличить риск возникновения невротических расстройств, являются:

  • чрезмерные нагрузки. Физические занятия также могут стать причиной невроза, но в первую очередь необходимо остерегаться интеллектуальных перегрузок. Занятия в специализированных школах с различным уклоном, посещение различных кружков и секций после школы – все это может спровоцировать появление астенического невроза у ребенка;
  • неблагоприятная обстановка в семье, ссоры и развод родителей;
  • ошибки родителей в воспитательном подходе. Чрезмерная требовательность, наличие излишних и жестких ограничений.

Подростки наиболее подвержены возникновению неврозов. Это связано с особенностями протекания данного возрастного периода. Сложные отношения с ровесниками в школе и острые конфликтные ситуации могут оказать негативное влияние на неокрепшую психику ребенка.

На сегодняшний день различают несколько видов невротических расстройств у детей и подростков. К ним относятся:

1. Невроз истерический представлен нарушениями моторной функции, а также соматовегетативными отклонениями. Возможно возникновение истерического паралича, рвоты, задержки мочеиспускания и даже обмороком. В некоторых случаях дети могут жаловаться на не существующие боли в частях тела или органах, которые не имеют патологий.

Младшие дети в момент приступа могут падать на пол, кричать, плакать, бить руками и ногами. Причиной такого приступа может стать чувство обиды или недовольство отказом в выполнении требований ребенка. Спровоцировать возникновение истерического невроза может и наказание. Подобное расстройство является некой защитной реакцией психики на непереносимые условия.

В результате больной «обеспечивает» себе особое внимание, от него ничего не требуют.

2. Невроз ипохондрический наиболее часто встречается у подростков. Ипохондрия характеризуется чрезмерными опасениями заболеть или получить какую-то травму. Больной ребенок постоянно находится в угнетенном состоянии.

3. Невроз депрессивный характеризуется стремлением к одиночеству. У девочек подростков на фоне депрессий может развитья анорексия.

4. Невроз навязчивых состояний сопровождается различными фобиями. Ребенок может бояться темноты, одиночества или смерти. Для данного вида невроза характерно наличие нервных тиков.

5. Астенический невроз возникает у детей, плохо переносящих психологическое напряжение. Расстройство сопровождается частым плачем, повышенной раздражительностью и утомляемостью, неустойчивым сном и энурезом.

Невротические расстройства у детей могут возникать в разном возрасте, особенно опасно это заболевание для подростков. Для этого возраста характерно негативное восприятие мира и неуверенность в себе, наличие неврозов еще более отягощает ситуацию.

Лечение и профилактика невротических расстройств у детей

Коррекция такого психического состояния, как невротические расстройства у детей, осуществляется комплексно. При этом необходима консультация у разных специалистов. Только при совместной работе педиатра, невролога, психолога и психиатра возможно успешное лечение расстройства.

Большое значение в нормализации психического состояния ребенка имеет участие родителей. Они должны заметить изменения в поведении ребенка и сразу же обратиться к специалистам.

Важно понимать, что игнорирование такого опасного заболевания, как неврастеническое расстройство, может привести к еще более тяжелым состояниям. Поэтому важно начать лечение как можно раньше.

В Психоэндокринологическом Центре работают опытнейшие специалисты, применяющие в своей практике последние достижения в области психиатрии и психологии.

В процессе лечения большое внимание уделяется психотерапевтическим мероприятиям. Семейные психологи Центра вдут работу не только с маленьким пациентами, но и его родителями и другими членами семьи. Лекарственные препараты также могут применяться при коррекции невротических расстройств у детей. Их назначают в крайних случаях, когда прием медикаментов оправдан состоянием пациента.

Невроз опасное и коварное заболевание, для полного излечения от него необходимо приложить немало усилий. Намного легче предотвратить появление неврозов.

В группу риска попадают впечатлительные дети, имеющие склонность к беспокойствам различного рода и страхам.

Родители должны с вниманием относится к ребенку, к его потребностям, а в случае проявления первых признаков невротических расстройств обращаться к специалистам Психоэндокринологического Центра. Всем пациентам гарантируется полная конфиденциальность!

Учет у психиатра: кого ставят, какими будут последствия? Рассказывает врач

Неврозоподобные расстройства - в кабинете детского психиатра
Автор статьи, психиатр-нарколог с 15-летним стажем Василий Шуров

Автор статьи, психиатр-нарколог с 15-летним стажем Василий Шуров

для консультации с Василием Шуровым переходите на сайт https://stranaprotivnarkotikov.ru/

Психиатрический учет – устаревшее название консультативного и диспансерного наблюдения за пациентами с психическими расстройствами. Главный психиатр нашей клиники Василий Шуров рассказывает, чем отличаются формы учета у психиатра, в каких случаях пациента «заносят в базу», а также какие ограничения и последствия при этом бывают.

Виды учета у психиатра

Психиатрический учет в России делится на две формы, в зависимости от тяжести состояния больного, поступившего к психиатру, – консультативный и диспансерный.

Консультативный учет

Консультативный учет устанавливается, когда пациент:

  • Не представляет потенциальной опасности для себя и окружающих
  • Сохраняет критический образ мышления, трезво оценивает свое состояние, осознает болезнь
  • Сохраняет трудоспособность
  • Имеет заболевание, легко поддающееся лечению, с быстрым наступлением ремиссии
  • Попал в поле зрения психиатра впервые
  • Подтверждает добровольность осмотра у врача, дает согласие на прием прописанных медикаментов

При консультативном учете пациенту не обязательно наблюдаться у психиатра через четкие промежутки времени. Если он перестанет посещать врача, тот не станет выяснять причины и местоположение пациента.

Длительность консультативного учета – по необходимости, зависит от состояния здоровья пациента.

Диспансерное наблюдение

Это именно та форма контроля, которую в народе называют «психиатрическим учетом».

В каких случаях назначается диспансерный учет:

  • Психическое расстройство протекает с частыми обострениями, плохо поддается лечению, серьезно влияет на восприятие реальности.
  • Больной представляет опасность для себя и окружающих – суицидальные мысли и попытки, агрессивное невменяемое поведение, галлюцинации.
  • У больного нарушена критика своего состояния – он не осознает болезнь, принимает искажения реальности за истину.
  • Больной и раньше попадал в психиатрию, и ремиссии его заболевания короткие и нестойкие.
  • Больной попал к врачу в принудительном порядке – при вызове скорой психиатрической помощи родственниками, или по решению суда после совершения правонарушений.

Решение о диспансерном наблюдении принимает комиссия психиатров по инициативе лечащего врача. Поэтому на диспансерный учет не ставят после первого же приступа болезни – нужно изучить характер и течение заболевания.

При диспансерном наблюдении пациент обязан посещать врача через заданные промежутки времени – для осмотра и выписки препарата, коррекции курса лечения.

Длительность диспансерного учета – 5 лет!

По истечении этого срока лечащий врач может:

· Полностью снять пациента с учета – при полном выздоровлении.

· Перевести пациента на консультативный учет – если пациенту стало ощутимо лучше, но он все еще нуждается в помощи врачей.

· Продлить срок диспансерного учета – если пациент все еще нуждается в пристальном наблюдении врачей.

При диспансерном учете врач имеет право приходить к пациенту домой и проверять его состояние, помогать в решении бытовых и социальных проблем – даже при оформлении письменного отказа пациента. При этом врач не может принудительно давать лекарства.

Но при диспансерном учете врач не может насильно заставить пациента принимать таблетки.

Но при диспансерном учете врач не может насильно заставить пациента принимать таблетки.

Какие есть ограничения?

При консультативном учете у пациента нет ограничений – он сможет получить необходимые справки при медкомиссии для сдачи прав, получения оружия, устройстве на работу.

А вот при диспансерном учете психиатр может созывать врачебную комиссию для ограничения прав пациента:

  • Право на вождение автомобиля
  • Право на ношение оружия
  • Право на работу по социально значимым профессиям (водитель общественного транспорта, работник сферы медицины и образования, монтажник, военный, охранник, высотные работы и т.д.)
  • Родительские права (если расстройство влияет на благополучие ребенка)

Более того, есть утвержденный список заболеваний, при которых все эти ограничения действуют автоматически:

  • Шизофрения и бредовые, шизотипические расстройства
  • Аффективные расстройства (депрессия, биполярное расстройство, маниакальные расстройства и т.д)
  • Невротические расстройства (невроз навязчивых состояний, истерический невроз и т.д.)
  • Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (диссоциальное, параноидное, обсессивно-компульсивное и другие)
  • Наркомания, алкоголизм, токсикомания

Как психиатрический учет влияет на дальнейшую жизнь?

Государственная «врачебная тайна» не может защитить репутацию пациента на все 100% − на это влияет и законодательство, и человеческий фактор «на местах».

Так, психиатр по закону может предоставить информацию о пациенте, если к нему обратились правоохранительные органы – МВД, прокуратура.

Так, психиатр по закону может предоставить информацию о пациенте, если к нему обратились правоохранительные органы – МВД, прокуратура.

Кроме того, факт диспансерного наблюдения – даже при его полном завершении после выздоровления – может оказаться проблемой при приеме на работу.

Утечка информации из-за «нечаянного» разглашения личных данных персоналом больницы, нужные «связи» у потенциального начальства (в особенности, при работе в правоохранительных, «силовых» структурах) – все это может сказаться на трудоустройстве.

Как избежать диспансерного учета?

Если больной и его родственники хотят избежать «психиатрического учета» и связанных с ним возможных последствий, они могут изначально обратиться с проблемой не в государственную, а в частную психиатрическую клинику, вызвать частного нарколога на дом. В этом случае паспортные данные пациента не фиксируются и не попадают в государственные структуры.

Другие статьи по теме:Кого ставят на наркологический учет, какими будут последствия?Мифы о лечении в психиатрических больницах

Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.

Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!

Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе.

И будьте здоровы!

Ваши Василий и Екатерина Шуровы

Знай об организме
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: