Не буду говорить — в кабинете детского психиатра

Содержание
  1. Нам сказали: «Встаньте на учёт к психиатру…» | Милосердие.ru
  2. ПМПК на учёт не направляет
  3. В России нет профессии «детский психиатр»
  4. Можно ли сохранить диагноз в тайне?
  5. С какими проблемами могут направить к психиатру
  6. Как обратиться к психиатру бесплатно и можно ли сняться с учета
  7. Что рекомендует ПМПК
  8. Психические расстройства у детей. Семья. Учеба. Социум. Частые вопросы
  9. Психическое расстройство и социальные последствия
  10. Ребенок с расстройством психики и школа
  11. Проблемы с психическим здоровьем и семья
  12. Признаки психического расстройства у подростков
  13. Когда ребенку нужен детский психиатр? Топ-3 ошибки родителей с «трудными» детьми. Рассказывает врач
  14. Детский психиатр – кто это? Чем отличается от взрослого?
  15. Адаптация и поведение
  16. Уровень тревожности
  17. Физиологические проявления
  18. Как различить норму и патологию?
  19. 1.Игнорирование проблемы и отказ от врача
  20. 2.Чрезмерная тревожность и гиперпротекция
  21. 3.Своевольное отношение к рекомендациям врачей
  22. «Детей с задержкой речи всё больше». Интервью с детским врачом-психиатром
  23. «Ребенок играл в «Зомби» и стал плохо спать»
  24. «Ребенок перегружен – это вылилось в тики»

Нам сказали: «Встаньте на учёт к психиатру…» | Милосердие.ru

Не буду говорить - в кабинете детского психиатра

Когда Кириллу исполнилось шесть с половиной, родители записали его в первый класс. Но учёба «не пошла». С детства Кирилл так и не научился выговаривать несколько букв, и вообще больше молчал, а буквы в его тетрадках упорно не хотели писаться так, как показывал учитель.

Педагоги школы стали всё чаще произносить «ПМПК». Родители сопротивлялись: «У нас просто застенчивый ребёнок, перерастёт», — но потом решили на комиссию сходить. Тем более что все решения комиссии рекомендательные. Но на комиссии услышали: «Вам бы на учёт к психиатру».

Дома – драма. «Что же, наш ребенок – псих?»

ПМПК на учёт не направляет

Юлия Камал, председатель Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов:

— ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) не может направить ребёнка на учёт к психиатру, у неё другое назначение. ПМПК даёт заключение о создании специальных условий обучения, об образовательном маршруте и программе, по  какой ребёнку рекомендовано обучаться.

Заключения комиссии носят рекомендательный характер, окончательное решение о том, как будет учиться ребёнок, всё равно остаётся за родителями.

По итогам врачебной комиссии может прозвучать устная рекомендация показать ребёнка психиатру.

Если ребёнку нужна психиатрическая помощь, уклоняться от неё не стоит. Помните, консультация психиатра — это еще не учет.

Родители видят ребёнка каждый день и, случается, привыкают к некоторым его особенностям, на которые у врачей может быть свой взгляд. Например, задержка психо-речевого развития может свидетельствовать о серьёзных проблемах. К сожалению, существует и агрессия, и аутоагрессия. Такой ребёнок может причинить вред себе или другим детям в школе. И такой ребёнок должен получать помощь.

С советских времён, когда психиатрия была, в том числе, карательной, мы её боимся. Но сейчас нужно относиться к ней разумно. Правильно подобранные методики и препараты, данные вовремя, принесут ребёнку пользу.

Разумеется, он не сможет работать пилотом или сотрудникам МЧС, но это не значит, что он не сможет овладеть другими профессиями.

К тому же психиатрические диагнозы сейчас закрыты, зашифрованы и защищены законом о психиатрической помощи и законом о сохранении врачебной тайны так, что даже родителям документы из больницы выдаются в закрытом конверте.

Данные о том, что ребёнок стоит на учёте или его диагнозе нигде не записываются. Все сведения о диагнозе и постановке на психиатрический учёт сохраняются только внутри системы психиатрической помощи.

Конечно, есть случаи, когда закон не соблюдается, но мы с этим боремся.

Но даже ребёнок, причинивший вред другому, не может быть поставлен на учёт без согласия родителей. В случаях тяжёлых преступлений на лечение может направить суд.

Если ребёнок своим поведением наносит вред окружающим и страдает сам, но родители его признавать ситуацию не хотят, школа может обратиться в органы опеки, для защиты прав прежде всего этого ребенка на надлежащую медицинскую помощь и образование.

В России нет профессии «детский психиатр»

Елена Багарадникова. .com

Елена Багарадникова, исполнительный директор РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт»:

— Я прекрасно понимаю родителей, которые пытаются психиатров избежать. Ведь детской психиатрии как специальности у нас фактически нет. От Запада мы здесь отстаём на несколько десятков лет.

И все же в большинстве случаев психиатра никто не заменит. Родители  далеко не всгда могут заметить и вовремя распознать болезнь. И уж совсем не знают иногда, куда с чем обращаться.

На какие-то психические проблемы у ребёнка способен указать грамотный невролог, но всё равно за постановкой диагноза в ряде случаев необходимо направить к психиатру.

Некоторые сопутствующие проблемы с речью поможет решить логопед, и он же заметит проблемы, по поводу которых может порекомендовать обратиться к психиатру. Направить за консультацией к психиатру может даже педиатр, но сейчас у него для этого недостаточно инструментов скрининга.

Можно ли сохранить диагноз в тайне?

Елена Багарадникова:

— У нас есть законы о личной и врачебной тайне. Но наши законы устроены так, что сами себе противоречат. Например, когда мы приходим на ПМПК, мы приносим туда открытые формулировки диагнозов. То есть, на самой комиссии оглашаем конфиденциальные сведения, которые сообщил нам врач.

Если ребёнок с РАС, его заболевание будет упомянуто прямо в типе учебной программы. Здесь сохранить тайну диагноза не получится.

С другой стороны, независимо от бумаг и диагнозов, если ребенок уже учится в школе и, например, медленно читает, думает и плохо говорит – педагоги всё равно заметят.

И если родители будут настаивать на том, что ребёнок нормотипичен, требовать с него начнут по норме. Ребёнок пострадает.

Часто родители боятся, что диагноз запишут ребёнку в школьную медицинскую карточку, его прочитает школьная медсестра, это станет известно от нее другим взрослым и детям,  и ребенка задразнят в школе.

Но гораздо вероятнее, что ребёнка задразнят просто оттого, что увидят и не поймут особенности самого ребёнка, а не его диагноз.

То же самое произойдёт при поступлении ребёнка в институт – он не во всех случаях сможет успешно сдать экзамены или после обучения не сможет работать по какой-то специальности в силу его собственных дефицитов, если они не были учтены при выборе профессии.

С какими проблемами могут направить к психиатру

Елена Багарадникова:

— Списка проблем, с которым посоветуют обратиться к психиатру, как такового, нет. Каждый специалист оценивает особенности в своей сфере, и если он видит, что «проблемы в голове», он пошлёт к специалисту, который должен разбираться, что в голове происходит.

Если у ребенка плохо развивается речь, это повод для обращения к психиатру. ЗПР (задержка психического развития) – это, несомненно, диагноз, связанный с различной степенью когнитивных нарушений, и для постановки этого диагноза надо посетить психиатра.

К психиатру также могут отправить безречевого ребёнка, ребёнка с поведенческими нарушениями, нарушениями эмоционально-волевой сферы. стереотипиями или эхолалиями и т.п.

Сотрудники ПМПК, которые рекомендуют обратиться к психиатру, должны объяснить цель этого посещения. Например, для того, чтобы  официально установить диагноз. Или чтобы уточнить основной или сопутствующий диагноз.

Какие диагнозы могут быть поставлены ребёнку
Психических заболеваний в одном только перечне МКБ — сто разных наименований. Некоторыми из них болеют взрослые, но часть диагнозов, такие как расстройства развития языка и речи, специфические расстройства развития учебных навыков, могут быть поставлены и ребенку.А вот популярные СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактвности) и УО (умственная отсталость) – на самом деле не заболевания, а синдромы. То есть наборы симптомов, имеющих разное, не всегда психиатрическое, а например, неврологическое или другое происхождение.

Как правило, УО и СДВГ – не основной диагноз в карточке ребёнка, а сопутствующий, он «прилагается» к другому заболеванию, которое и стало причиной синдрома. Если это заболевание, конечно, смогли выявить.

Как обратиться к психиатру бесплатно и можно ли сняться с учета

Порядок обращения к психиатру в Москве различается для детей, имеющих временную и постоянную регистрацию.

Услуги психиатров не входят в ОМС. Дети с временной регистрацией смогут получить в поликлинике справки от других врачей, а за заключением психиатра их, скорее всего, направят в платные отделения клиник.

Однако есть совершенно законный и простой способ получить всё необходимое бесплатно.

Ребёнка с немосковской регистрацией можно показать любому психиатру из федерального центра, где всех россиян обязаны принять бесплатно. В федеральную клинику можно прийти без направления.

Для детей с московской регистрацией можно получить заключение в детских отделениях психо-неврологических диспансеров (ПНД), либо в двух психиатрических детских больницах – НПЦ ПЗДП им. Сухаревой (бывшая шестая больница) и НПЦ ДП (бывшая восемнадцатая больница). Оба центра обладают необходимым штатом врачей, чтобы провести комплексное обследование.

При этом обращение в восемнадцатую больницу вообще не предполагает «учёта» (она не связана с системой ПНД), а на сайте шестой больницы особо отмечено: «Если вы не хотите психиатрического учёта для своего ребёнка, можете написать заявление об отказе от учёта в самой больнице или в ПНД».

Также сразу после амбулаторного приёма в больнице можно написать заявление: «Прошу отправить карту моего ребёнка в архив». Причём это можно сделать независимо от тяжести диагнозов, которые установили у ребёнка.

Даже если на учёт вы встали, в любой момент можете написать заявление о снятии с учёта в ПНД.

Что рекомендует ПМПК

Сейчас нет программ «коррекционных», они называются общеобразовательные адаптированные программы и бывают восьми видов: I. Для слабослышащих и глухих; II. Для глухонемых; III. Для слепых; IV. Для слабовидящих; V. Для детей с нарушениями речи (заикание); VI.

С неврологическими и психиатрическими проблемами (ДЦП, спиномозговые и черепно-мозговые  травмы); VII. Для СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность) и ЗПР (задержка психического развития); VIII Для УО (умственная отсталость); IX. С РАС (расстройствами аутистического спектра).

Каждая программа имеет четыре уровня.

Например, программа 6-1 – это адаптированная программа для опорников, цензовая, рассчитанная на сроки, в которые осваивает школьную программу обычный ребёнок.

(Цензовыми называются программы, после которых ребёнок может сдавать ОГЭ или экзамен в классической форме и получить после окончания школы аттестат.)

VI-2 – это цензовая программа с освоением в пролонгированные  сроки (5 или 6 лет в начальной школе).

VI-3 – это программа нецензового уровня. У ребёнка, которому рекомендован такой уровень обучения, к проблемам с опорно-двигательным аппаратом присоединяется легкая умственная отсталость. В школе он осваивает навыки не столько академические, сколько бытовые и профессиональные.

VI-4 – адаптированная программа для детей с двигательными нарушениями и тяжелой или глубокой умственной отсталостью, где овладение жизненными компетенциями преобладает.

Для детей с тяжелой умственной отсталостью иили тяжелыми множественными нарушениями разрабатывается СИПР – специальная индивидуальная программа развития.

Третий и четвёртый уровни предполагают выдачу свидетельства об окончании школы при условии сдачи экзамена по труду.

Справку же, которой так боятся родители, получают дети, которые не смогли сдать итоговую аттестацию, или же дети с тяжелыми множественными нарушениями, для которых дальнейшее профессиональное обучение не является приоритетом.

Дети, получившие свидетельство об окончании школы поступают в колледжи на бюджетные места, без конкурса. В Москве также есть колледжи, куда принимают детей и со справками.

Иллюстрации: Оксана Романова

Психические расстройства у детей. Семья. Учеба. Социум. Частые вопросы

Не буду говорить - в кабинете детского психиатра

Психические расстройств у детей  всегда вызывают множество вопросов.

Например, как понять, что «особенное» поведение ребенка не вариант нормы, а отклонение? Может ли регулярный отказ от еды у подростка говорить о нарушении психики? Почему ребенок умышленно наносит себе повреждения? К кому обращаться за помощью в первую очередь: к психологу, психотерапевту или психиатру? В чем разница между психологом и психиатром? Какие социальные последствия влечет диспансерный учет у психиатра? Если у ребенка есть психическое расстройство, то это обязательно «от родителей» и навсегда?

На самые частые вопросы, связанные с психическими расстройствами у детей, ответила врач-психиатр-нарколог Городского клинического детского психиатрического диспансера г. Минска Ольга Макович-Проференко.

Психическое расстройство и социальные последствия

Чем отличаются психиатр, психотерапевт, психолог?

Психиатр – врач, который лечит таблетками. Это специалист, который закончил именно медицинский вуз. Он использует в своей практике медицинские лекарственные препараты.

Психотерапевт тоже врач с высшим медицинским образованием. Он может лечить беседой, но при необходимости назначит и лекарственные препараты.

Психолог врачом не является. Как правило, таких специалистов готовят в вузах педагогического профиля. «Лечит» исключительно беседой.

При обращении к психиатру ребенок автоматически попадает на учет?

На моей практике нередки случаи, когда родители приходят с определенными опасениями по поводу психических нарушений у ребенка. Но после проведенной диагностики оказывается, что ребенок здоров.

То есть не каждое обращение к психиатру или психотерапевту влечет за собой заведение карточки, постановку диагноза и диспансерное наблюдение.

Много случаев, когда ребенок психически здоров, несмотря на странное, как считают окружающие, поведение.

Если ребенку выставлен психиатрический диагноз, это навсегда?

Психиатрические заболевания у детей очень разные по своей структуре. Действительно, есть такие, которые имеют затяжной хронический характер (пожизненный, можно и так сказать).

С ними ребенок попадает под наблюдение сначала детского психиатра (на протяжении всего детского возраста), а потом уже и взрослого. Но процент таких заболеваний небольшой — примерно 3% от общего числа.

Подавляющее большинство психических расстройств у детей и подростков можно успешно корректировать. Особенно если своевременно обратиться к специалисту за помощью.

Как в случае любого заболевания, соматического или психического, чем раньше вы попали на прием, тем скорее получите помощь, тем больше вероятность того, что расстройство будет быстро и успешно скорректировано, не перейдет в хроническую стадию и не будет иметь никаких социальных последствий в будущем.

Ребенок с расстройством психики и школа

Если ребенок состоит на учете у психиатра, сообщают ли об этом в школу?

Информация, которую собирает врач в процессе наблюдения ребенка, является закрытой. В детскую поликлинику по месту жительства ребенка и учреждение образования (сад, школу) эта информация не поступает. Сообщается она только в отделы внутренних дел (милицию, прокуратуру) по официальному запросу.

Исключение составляют случаи, когда в поле зрения врача-психиатра попадают дети с самоповреждениями. Это классифицируется, как парасуицид – попытка суицида. В таком случае мы можем передать эти сведения в школу и в детскую поликлинику, чтобы обеспечить ребенку повышенное внимание и предотвратить повторение парасуицида. Но делается это только с согласия родителей.

Если родители против, сведения остаются закрытыми. О случившемся знают только сам ребенок, его родители и лечащий врач.

Может ли ребенок с психическим заболеванием посещать общеобразовательную школу? Что делать, если из-за расстройства поведения ученика учитель не в состоянии организовать учебный процесс и обеспечить безопасность остальных детей?

Как правило, дети с хроническими психическими заболеваниями (а мы уже говорили, что их всего 3%) учатся на дому, если особенности течения болезни представляют какую-то угрозу для одноклассников или педагогов. Но надо понимать, что дети и без психического расстройства могут наносить ущерб и себе, и окружающим – в силу характера, темперамента или вследствие сиюминутных психотравмирующих факторов.

А вот расстройства поведения у дошколят и школьников не редкость. Они бывают как в рамках синдрома дефицита внимания и гиперактивности (начиная с детского сада до подросткового возраста), так и нарушения конкретно поведения у детей и подростков. Но это не повод изолировать их от общества и переводить на домашнее обучение.

Если у ребенка СДВГ, то он непоседлив, невнимателен везде и всегда: дома, в саду, школе… Но иногда бывает так, что дома ребенок спокойный, а в школе его будто подменяют: он никого не слушает, срывает уроки, грубит… СДВГ и другие расстройства поведения – это и есть повод прийти к врачу-психотерапевту, разобраться, чем вызваны эти нарушения и получить помощь в их коррекции.

Проблемы с психическим здоровьем и семья

Передаются ли психические расстройства по наследству?

Тут к каждой нозологии нужно подходить отдельно. Что касается шизофрении, биполярного аффективного расстройства, действительно определенную роль играет генетика, наследование болезни.

А такие состояния, как депрессия, тревожное расстройство, расстройства поведения и многие другие генетического наследования чаще всего не имеют.

В значительной степени играет роль характер и метод воспитания ребенка, атмосфера, в которой он растет и живет.

Может ли бабушка отвести внука на прием к психиатру без ведома родителей?

С ребенком на прием к психиатру или психотерапевту приходят законные представители — мама или папа. Можно вместе, можно поодиночке.

Если вы поручаете это дело бабушке, нужно оформить на нее нотариально заверенную доверенность о том, что она представляет интересы вашего сына или дочери. Поскольку бабушка хоть и родной и близкий человек для вашей семьи, но не является законным представителем ребенка.

Поэтому у бабушки не получится самолично, без вашего ведома и согласия, отвести на прием к психиатру внука, если она посчитала, что у него проблемы.

Признаки психического расстройства у подростков

Подросток отказывается от еды. Как понять родителям, что это признак психического расстройства?

Расстройства пищевого поведения у подростков (отказ от еды или, наоборот, переедание) достаточно распространены в современном обществе. Связано это в основном с трендом на худобу, навязыванием соцсетями «худых» идеалов красоты. Поэтому уже с 12-13 лет некоторые девочки начинают ограничивать себя в еде.

Если ваш подросток изо дня в день отказывается есть в кругу семьи, чего раньше не было – это повод насторожиться. В будни отследить это сложно: родители, как правило, работают с утра до вечера.

Еда на день оставляется в холодильнике в расчете, что дети сами поедят. Но подростки идут на всякие уловки. Например, чтобы не вызвать подозрения у родителей, подросток может просто выбросить свою порцию, а сказать, что съел.

Поэтому особое внимание на выходные дни и время семейного ужина.

Избегание совместного приема пищи, регулярный, частый отказ без объективных причин, поход в туалет сразу после еды – все это может указывать на расстройства пищевого поведения.

Обращайте внимание также на внешний вид и самочувствие подростка.

Симптомы расстройства пищевого поведения характеризуются снижением веса, частыми перепадами настроение (в основном оно плохое), раздражительностью, быстрой утомляемостью и т.д.

Самоповреждения у подростков. Зачем они это делают и как избежать подобного поведения?

Подростки (да и дети младшего возраста) могут наносить самоповреждения для снятия внутреннего эмоционального напряжения. Иногда ими движет желание совершить суицид, но банально не хватает физической силы сделать глубокий порез.

Почему это должно настораживать? Такой способ снятия напряжения не является физиологичным.

Если подросток нарушает целостность кожных покровов (режет, царапает, кусает до крови), доставляет себе боль, то в целом риск совершения в будущем суицида у него выше.

Самоповреждения, как правило, видны. Самое популярное место – тыльная часть предплечья. Иногда дети режут себя в области голени, бедер.

В настоящее время в программу диспансеризации входит визит к психиатру для мальчиков – в 14 лет, для девочек – в 15. Во время приема врач в том числе просит их показать предплечья. Но если ребенок режет себя в области бедер, врач этого не увидит. Поэтому многое зависит от настороженности родителей.

Какие признаки указывают на самоповреждающее поведение у подростка?

Он ходит постоянно закутанный, прячет руки, даже в жару у него рубашка с длинным рукавом, под любым предлогом избегает ситуаций, в которых родитель мог бы увидеть его руки или ноги.

Иногда подростки демонстрируют самоповреждения, как бы говоря родителю: посмотри, что я с собой делаю, ты в этом виноват. Такая демонстрация – сама по себе крик о помощи, который игнорировать нельзя.

Необходима работа с психиатром, психотерапевтом или психологом (иногда с несколькими специалистами сразу). Но это поможет вернуть подростку душевное равновесие и, возможно, спасти жизнь.

И хотелось бы обратиться к родителям: уделяйте внимание своему ребенку. Хотя бы 15 минут в день, но стабильно, регулярно и не отвлекаясь на другие вещи. Тогда он сам будет испытывать потребность не резать руки, а прийти к вам и поделиться наболевшим. Это лучшая профилактика самоповреждений.

Подписывайтесь на наши группы в OK и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале , присоединяйтесь

Когда ребенку нужен детский психиатр? Топ-3 ошибки родителей с «трудными» детьми. Рассказывает врач

Не буду говорить - в кабинете детского психиатра

«Детский психиатр» − звучит пугающе. Многие родители боятся обращаться к специалисту: виной тому и мифы о назначении тяжелых препаратов или постановке на учет с «последствиями» для взрослой жизни, и просто непонимание особенностей работы такого врача. Кто же он такой, чем занимается и когда нужен? Рассказывает детский психиатр нашей клиники и кандидат медицинских наук Ирина Лабутьева.

Детский психиатр – кто это? Чем отличается от взрослого?

Главное и очевидное отличие – возрастной диапазон. Детский психиатр занимается диагностикой и лечением детей до 18 лет.

Хотя физиологически это уже не совсем обосновано. Согласно современным исследованиям, возрастные этапы и физиологические особенности «взросления» − например, формирование префронтальной коры головного мозга − происходят до 25 лет. Поэтому период с 18 до 25 сейчас считается «поздним подростковым».

Основные задачи детского психиатра:

Консультация. Врач изучает жалобы родителей, проводит беседу, задает вопросы.

Диагностика. По итогам консультации врач может назначить дополнительные обследования – патопсихологическое тестирование у психолога, тест Векслера на интеллект, аппаратную диагностику, консультации у смежных специалистов. По результатам ставит диагноз (или не ставит, если проблема не психиатрическая или лежит в области воспитания).

Лечение. Психиатр назначает медикаментозное и/или психотерапевтическое лечение.

Адаптация и поведение

Ключевой фактор состояния психики − способность адаптироваться в социуме: заводить и поддерживать знакомства, выстраивать социальные взаимодействия с окружающими, обучаться. Поэтому стоит следить за тем, как ребенок ведет себя в семье (в том числе с другими родственниками), в детсаду и школе, на прогулках со сверстниками.

Ключевые симптомы:

· Замкнутость и нелюдимость

· Апатичность, депрессивность

· Повышенная стеснительность

· Неконтролируемая агрессия

· Жестокость к другим детям и к животным

· Чрезмерная фиксация на своих внешних недостатках

Уровень тревожности

Этот фактор также входит в понятие адаптации.

Ключевые симптомы:

Повышенная тревожность – частое видимое эмоциональное беспокойство, «накручивание» будущих проблем, приступы паники.

«Постоянные» страхи и фобии – острая боязнь темноты, социальных контактов и людных мест, различных животных и насекомых, собственных фантазий.

Навязчивые «ритуальные», действия и однообразные движения – частое мытье рук или другое бытовое действие, прикосновение к определенным предметам и частям тела.

Аутоагрессия – щипание и царапание себя, выдергивание волос, обкусывание пальцев.

Физиологические проявления

Расстройства психики нередко проявляются физиологическими симптомами:

· Бессонница или повышенная сонливость, ночные кошмары

· Постоянная слабость, быстрая утомляемость

· Сниженный или завышенный аппетит

· Жалобы на боли в голове, животе, сердце, которые вызываются или сопровождаются беспокойством, страхом

Как различить норму и патологию?

Разницу можно показать на живом примере.

Ребенок приходит в первый класс. Поведение разладилось – постоянно дерется, плохо учится, проявляет жестокость к младшим членам семьи или мучает домашних животных. Плохо спит и ест.

Это НЕ норма – симптомокомплекс можно рассматривать как нарушение адаптации и идти к врачу.

Ребенок поступает в первый класс. Иногда дерется с другими детьми и проявляет непослушание, но без неконтролируемого гнева или жестокости к окружающим.

Может лениться, но при этом учится неплохо, выдерживает учебную нагрузку. Иногда может грустить, но в целом жизнерадостен, хорошо кушает и спит.

Это скорее норма, характерологические особенности адаптации.

Ребенку нужна максимум легкая коррекция поведения у детского психолога.

1.Игнорирование проблемы и отказ от врача

Ребенок проявляет повышенную агрессивность и жестокость, эмоциональную несдержанность, плохо учится, часто дерется, плохо ест и спит. Родители списывают эти симптомы на «детский возраст» и закрывают глаза – «перерастет».

Но все эти нарушения очень хорошо корректируются при своевременном обращении к врачу. Если же «затянуть» − через 1-2 года у ребенка сформируются патологические паттерны – эмоционально-поведенческие привычки, от которых будет сложно избавиться.

Пример из практики врача:

На прием привели девушку 17 лет. 11-классница, скоро сдавать ЕГЭ. Начались приступы паники и головные боли на уроках. Быстро теряет концентрацию внимания, не справляется с учебной нагрузкой, начала отпрашиваться с занятий.

Учителя и родители считают, что это – демонстративный способ привлечь внимание и снять с себя ответственность перед экзаменами.После осмотра врач назначает патопсихологическое обследование.

Диагностика выявляет стойкие нарушения мышления с соскальзыванием в латентные приступы – явный признак процессуальных заболеваний шизотипического спектра. Назначаются соответствующие препараты.

В результате состояние девочки довольно быстро улучшилось – демонстративное поведение и панические атаки прошли, учеба наладилась. Ребенок успешно сдал экзамены, поступил в ВУЗ, сейчас не испытывает проблем со здоровьем.

2.Чрезмерная тревожность и гиперпротекция

При появлении малейших отклонений в поведении – например, при первом же конфликте со сверстниками в школе или проявлении непослушания – родители начинают водить ребенка по специалистам и настойчиво ищут «серьезную проблему».

Здесь налицо – нежелание или неумение простраивать с ребенком здоровый контакт и границы, постановку собственного авторитета. Родитель как бы пытается перенести на сторонних специалистов ответственность за воспитание.

3.Своевольное отношение к рекомендациям врачей

Родители все же привели ребенка к врачу, но отказываются ему верить и следовать рекомендациям. Не верят в постановку диагноза – «У моего ребенка есть проблемы! У моего ребенка нет проблем!». По-своему интерпретируют диагноз или ставят свой на основе прочтения статей в сети.

Отказываются давать ребенку лекарства, дают не все или не те лекарства, что прописал врач. Занимаются «народным» самолечением – наказания различного рода, изготовление и прием домашних отваров из трав. Все это подвергает опасности не только психику, но и физическое здоровье ребенка.

Если вы обнаружили у ребенка тревожные симптомы – важно проконсультироваться с врачом и выполнять его рекомендации. Некоторые проблемы кажутся незначительными (как, например, в истории с девочкой-школьницей) или пугающими (как в случае с жестокостью и драками). Но все они довольно легко корректируются – если не затягивать и вовремя обратиться к психиатру.

Другие статьи по теме:

Ошибки воспитания: запрет на эмоции, сравнение, манипуляция виной. Рассказывает психиатр

Опасности Интернета: группы смерти, растлители и вербовка. Как защитить ребенка? Рассказывает психиатр

Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе.

И будьте здоровы!

Ваши Василий и Екатерина Шуровы

«Детей с задержкой речи всё больше». Интервью с детским врачом-психиатром

Не буду говорить - в кабинете детского психиатра
21.10.2019. Врач психиатр-нарколог психоневрологического отделения больницы скорой медицинской помощи им. В.О.Морзона Юлия Кирющенко

С какими проблемами чаще всего родители приводят к вам своих чад?

– Самая распространенная причина обращений – проблемы развития речи. Нередко приходят и с нарушением поведения – например, ребенок устраивает истерики в магазине или не спит ночами.

Также встречаются такие заболевания, как аутизм и умственная отсталость, но это бывает реже. Обычно детей отправляют на консультацию к психиатру из детского садика либо из Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Сами родители с детьми обращаются, только если проблемы видимые: к примеру, заикание, тики.

Какой возраст детей считается самым опасным в плане психических расстройств?

– Какого-то определённого возраста для всех нет. Но традиционно психологические кризисы у детей приходятся на 3, 7 лет и на подростковый возраст. Именно в 3 и 7 лет, когда ребенок идет в детский сад и в школу, полностью меняется окружающий его мир, потому в эти периоды он может переживать стресс.

Психические расстройства могут возникать и в любом другом возрасте, например если в семье есть какая-то травмирующая ситуация: ссоры родителей и так далее. Если говорить о подростковом возрасте, то здесь имеет место множество факторов.

К примеру, гормональные изменения в организме подростка, из-за чего они становятся очень неустойчивыми в психическом плане.

Какие факторы чаще всего вызывают проблемы психического рода у детей?

– Это может быть наследственность, черепно-мозговые травмы, тяжелые инфекционные заболевания, психологические травмы – конфликты в семье, потеря близкого человека, проблемы в детском коллективе и прочие. Случай из практики: родители развелись и стали жить раздельно, а ребёнок был очень привязан к отцу, и стал писаться по ночам.

На психическое состояние может влиять и то, как проходила беременность у матери, как прошли роды. К слову, практика показывает, что дети, рожденные с помощью кесарева сечения, чаще обращаются к психиатру с расстройствами речи чем те, кто родился естественным путем. Имеет значение и то, какие болезни перенес ребенок в возрасте до года.

Что должно насторожить родителей в поведении детей? В каких случаях нужно срочно обращаться к психиатру?

– Обязательно стоит прийти, если малыш до трех лет не разговаривает, если не вступает в контакт с другими детьми, если есть нарушения эмоционально-волевой сферы, то есть он реагирует на происходящее чрезмерно-эмоционально или вообще безэмоционально.

Если ребенку свойственны приступы агрессии, бродяжничество, если он высказывает какие-то суицидальные мысли. Обязательно стоит обратиться, если у ребенка тики, энурез (недержание мочи, чаще всего во время сна). Если родителей хоть что-то беспокоит в поведении детей, не стоит бояться прийти на консультацию к психиатру, ничего страшного в этом нет.

Можно записаться на прием к врачу по телефону регистратуры 43-20-62 либо подойти в психоневрологический диспансер.

21.10.2019. Врач психиатр-нарколог психоневрологического отделения больницы скорой медицинской помощи им. В.О.Морзона Юлия Кирющенко

«Ребенок играл в «Зомби» и стал плохо спать»

Кто находится в группе риска?

– Конечно, нельзя отрицать наследственную предрасположенность. Но это совсем не значит, что ребенок на 100% унаследует заболевание родителей.

Это значит лишь то, что вероятность определённого заболевания у него больше, чем у других.

В группе риска дети-сироты, которые воспитываются в домах-интернатах с раннего возраста, у них часто наблюдается задержка в развитии. А также дети из конфликтных, социально-неблагополучных семей.

Можно ли сказать, что в последнее время увеличилось количество детей, нуждающихся в психиатрической помощи?

– Увеличилось. Даже за последних пять лет моей работы обращений стало больше. Возьмем то же расстройство речи. Дети сейчас, в основном, заняты чем? Либо просмотром мультиков, либо играми в планшете и на телефоне. Они при этом не развивают речь, находятся сами с собой.

Родители нередко говорят с гордостью: «У нас ребёнок в два года уже сам заходит в мобильный телефон, умеет включить игру и видео на ютубе». Они считают, что это большое достижение, что их ребёнок очень умный. Но при этом малыш не может даже сложить пирамидку, то есть у него отсутствуют базовые навыки.

Ролевые игры – в парикмахерскую, в магазин, сегодня только в саду поддерживают, дома этого нет. Родители себе чем-то занимаются, дети себе, они не общаются между собой. Часто приходится наблюдать картину: мама идет по улице с ребёнком за ручку и по телефону разговаривает всю дорогу.

Она не показывает ребенку дерево, птичку, листик, ребёнок не узнает новые слова. Очень важно, чтобы родители общались со своими детьми, чтобы знали, что ребенок смотрит и чем занимается. В моей практике был такой случай: родители привели 7-летнего ребенка и жаловались на то, что он не спит по ночам и у него бывает тревожное состояние.

Выяснилось, что мальчик играл в игру «Зомби против растений». Для него это была психотравмирующая ситуация. А родители даже не знали, во что он играет.

21.10.2019. Врач психиатр-нарколог психоневрологического отделения больницы скорой медицинской помощи им. В.О.Морзона Юлия Кирющенко

Как часто у нас случаются детские суициды и парасуициды?

Если брать возраст до 14 лет, в этом году ни одного такого случая не было. У подростков встречаются парасуициды, они обычно носят демонстративный характер. То есть подросток пытается привлечь к себе внимание кого-то, чтобы его услышали, поняли, обратили на него внимание.

Проблема, которая меня очень волнует: от подростков 13-14 лет я слышала о том, что сейчас будто бы модно наносить себе порезы в области запястья. Это не суицид и не парасуицид, а такая глупая «мода», которая может закончиться трагически.

В связи с этим снова хочется обратиться к родителям: находите время на общение и совместное времяпровождение с детьми, объясняйте им, что на самом деле модно и ценно в жизни.

Где грань между работой психиатра, психотерапевта и психолога?

– Психиатр – это врач, занимающийся диагностикой и фармакологическим лечением психических расстройств. Психотерапевт – специалист с медицинским образованием, имеющий дополнительную подготовку по психотерапии. Психотерапевт может выписывать лекарственные препараты, но основным его инструментом работы является беседа.

Психолог занимается изучением и корректировкой психического состояния, вызванного сложными жизненными ситуациями – отношениями с супругами, детьми, коллегами и так далее. Психолог не может выписывать лекарства, он работает с проблемами, не требующими медикаментозного вмешательства.

Если человека что-то беспокоит и он не знает, к кому именно нужно обратиться, пусть придет хоть к кому-то из перечисленных специалистов, а мы уже разберемся, кто поможет. Бывают случаи, когда с пациентом нужно работать вместе и психологу, и психиатру.

Например, при пищевых расстройствах – анорексии, булимии, которые встречаются у девочек-подростков.

21.10.2019. Врач психиатр-нарколог психоневрологического отделения больницы скорой медицинской помощи им. В.О.Морзона Юлия Кирющенко

«Ребенок перегружен – это вылилось в тики»

Говорят, что, если маленький ребёнок ходит на носочках, это свидетельствует о возможных психических расстройствах. Так ли это? И что с этим делать?

– Нет, неправда, это распространенный миф. Нужно учитывать возраст ребенка. Если такое происходит до трех лет, это может быть вариантом нормы, потому что маленький ребенок пробует как удобнее ходить, ему все интересно.

Если же ребёнок постарше, то стоит обратится к неврологу на консультацию. Хотя если это какое-то серьёзное заболевание, то обычно родители знают о нем с рождения, и ходьба на носочках – далеко не единственный симптом болезни.

О чем может говорить нервный тик? И что с этим делать?

– Тики – это стереотипные, быстрые, повторяющиеся, неритмичные двигательные или ые акты, возникающие непроизвольно. Чаще это движения – подергивания мышц головы, глаз, рук, других частей тела.

Тики могут быть вызваны различными причинами, одной из которых являются психические травмы, которые носят длительный характер. Например, смерть родственника, конфликты в семье, тяжелый адаптационный период в коллективе.

Или бывает, что ребенок перегружен: школа, музыкальная школа, 10 кружков. Возникает конфликт между чувством долга и возможностями ребенка, в итоге это выливается в тики или другие расстройства. В этом случае нужно идти к психиатру.

Для лечения тиков важен режим дня, исключение травмирующих ситуаций дома и в детском учреждении. Плюс медикаментозная терапия – успокаивающие препараты и физиолечение – успокаивающие ванные, массажи.

О чем может говорить неусидчивость ребенка дома, в саду, в школе? Стоит ли бить тревогу или это может быть поведенческой особенностью личности?

– Стоит разграничить, какая неусидчивость. Если чрезмерная активность ребенка сопровождается нарушением внимания, агрессивностью, то это повод обратиться к специалисту.

А если ребёнок просто активный, любит много бегать и прыгать, ничего страшного в этом нет. Здесь необходимо учитывать еще и возраст ребенка. Глупо требовать от трехлетнего малыша, чтобы он по полчаса сидел и занимался.

А если ребёнок в первом классе не может высидеть 10 минут, это уже совсем другое дело.

Если ребенок не хочет общаться с другими детьми, стоит ли волноваться? Нужно ли с этим бороться?

– Если ребенок ни с кем не вступает в контакт, кроме мамы, никого не подпускает к себе, не смотрит в глаза людям, не играет в игры, не разрешает дотрагиваться до себя – стоит обратиться к специалисту.

А если ребенок играет с младшими или старшими детьми в семье, контактирует с теми, кого знает с раннего детства, но не общается с детьми в коллективе, то это может говорить просто о тяжелом адаптационном периоде.

Возможно, ему нужно чуть больше времени, возможно, он просто стеснительный. И это не значит, что нужно бежать к психиатру. Если же родителей беспокоит стеснительность ребенка, можно попробовать ходить вместе с ним в материнскую школу, в центры развития, в бассейн.

Если рядом будет мама, ребенку будет более спокойно и комфортно, и он легче адаптируется среди большого количества людей.

21.10.2019. Врач психиатр-нарколог психоневрологического отделения больницы скорой медицинской помощи им. В.О.Морзона Юлия Кирющенко

Что вы скажете тем родителям, которые боятся вести ребенка к психиатру, потому что его чадо кто-то назовет ненормальным?

– Во-первых, не бойтесь приводить детей, особенно если что-то беспокоит: всегда лучше раньше помочь ребенку, чтобы это не перешло в более тяжелое заболевание. Во-вторых, психиатрия – это очень конфиденциальная область медицины. Все, что происходит в стенах кабинета, не выходит за его пределы.

Знай об организме
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: