Массаж и гимнастика на первом году жизни — нервная система ребенка

Содержание
  1. Лфк для детей: особенности, упражнения и рекомендации от лучших специалистов клиники медси
  2. Положительные стороны ЛФК
  3. Разновидности упражнений
  4. Противопоказания для ЛФК
  5. Особенности детской ЛФК
  6. Некоторые правила при занятиях ЛФК
  7. Особенности ЛФК при сколиозе у ребенка
  8. Примерный комплекс для дошкольников
  9. Примерный комплекс для школьников
  10. Преимущества ЛФК в МЕДСИ
  11. Нервная система ребенка — Массаж и гимнастика на первом году жизни
  12. Комплекс для детей от 1 до 3 месяцев
  13. Комплекс для детей от 3 до 6 месяцев
  14. Комплекс для детей в возрасте от 6 до 9 месяцев
  15. Общие принципы массажа. Массаж и гимнастика у детей первого года жизни
  16. А нужен ли вообще ребенку массаж?
  17. Как проводится массаж?
  18. Первый комплекс проводится в возрасте от 0 до 3-х месяцев
  19. Второй комплекс массажа и гимнастики для здорового ребенка проводится в возрасте 3-4х месяцев
  20. Третий комплекс массажа и гимнастики выполняется, когда малышу исполняется 4-6 месяцев
  21. И последний комплекс, проводящийся на первом году жизни – в 9-12 месяцев
  22. Массаж малыша. Советы родителям
  23. Массаж при некоторых заболеваниях:
  24. Противопоказания к проведению массажа у детей раннего возраста:
  25. При проведении массажа необходимо соблюдать ряд правил:
  26. Комплекс упражнений для детей от 10-15 дня жизни до 3 месячного возраста:
  27. Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом
  28. Условия проведения, противопоказания
  29. Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев
  30. Дыхательные упражнения
  31. Рефлекторные упражнения
  32. Рефлекторное ползание
  33. Рефлекторная опора и ходьба
  34. Пассивные упражнения
  35. Активные упражнения
  36. Гимнастика для детей 3-4 месяцев
  37. Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно
  38. Упражнения на мяче
  39. Гимнастика для детей 4-6 месяцев
  40. Гимнастика для детей 6-9 месяцев
  41. Гимнастика для детей 9-12 месяцев
  42. Массаж грудничку: как правильно (пошаговая инструкция, видео)
  43. Как подготовиться к массажу ребенка?
  44. Массаж рук грудничка
  45. Массаж ног грудного ребенка
  46. Массаж животика новорожденных
  47. Массаж спинки ребенка
  48. Упражнения грудничкам для улучшения рефлексов
  49. После массажа
  50. На что обратить внимание, делая массаж ребенку?

Лфк для детей: особенности, упражнения и рекомендации от лучших специалистов клиники медси

Массаж и гимнастика на первом году жизни - нервная система ребенка

От различных проблем с позвоночником страдают сегодня не только взрослые, но и дети. Заболевания могут быть как врожденными, так и приобретенными.

На состоянии опорно-двигательного аппарата негативно сказываются и малоподвижный образ жизни, и неправильное положение тела во время сна и бодрствования. Недостаток двигательной активности легко можно компенсировать при помощи ЛФК (лечебной физкультуры).

Специальный комплекс упражнений дает возможность для устранения небольших искривлений и ряда иных проблем. Занятия напоминают йогу, проводятся аккуратно, но с максимальной эффективностью, сочетаются с правильным дыханием.

ЛФК – это не только упражнения, но и водные процедуры, ходьба и даже игры на свежем воздухе. Занимаясь регулярно и под контролем опытного специалиста, можно достичь выраженных результатов. Лечебная физкультура для детей очень полезна и абсолютно безопасна.

Положительные стороны ЛФК

Лечебная физкультура не просто заставляет больше двигаться, но и играет развивающую роль. Выполняя упражнения, ребенок познает окружающий мир, учится соотносить себя с ним.

Занятия способствуют:

  • Гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата
  • Правильному формированию осанки и ее коррекции
  • Укреплению мышц

Специальные упражнения развивают силу и выносливость, улучшают координацию движений.

К положительным сторонам ЛФК также относят возможности для:

  • Укрепления иммунитета
  • Снижения восприимчивости организма к возбудителям различных заболеваний
  • Быстрой адаптации к школьным нагрузкам
  • Нормализации работы организма
  • Улучшения аппетита и сна

Важно! Комплекс упражнений всегда подбирается индивидуально и только специалистом!

Разновидности упражнений

Лечебная физкультура для детей – не простой комплекс гимнастики. К ЛФК можно отнести любой активный отдых. Занятия нередко проходят в игровой форме. Это обусловлено высокой эффективностью комплексов и тем, что они интересны для малышей и формируют устойчивую мотивацию.

Все упражнения делятся на 2 группы:

  • Общие. Они применяются для укрепления организма
  • Специальные. Такие упражнения направлены на улучшение работы конкретной системы. ЛФК при переломах, например, позволяет быстро восстановить подвижность и стимулирует ускоренные процессы заживления. Проводятся занятия при плоскостопии и иных патологиях

Упражнения могут быть:

  • Активными
  • Пассивными
  • Дыхательными
  • Растягивающими
  • Расслабляющими
  • Координационными и др.

Пассивные занятия актуальны для младенцев, которые не могут заниматься гимнастикой самостоятельно. Все действия (сгибания, разгибания и др.) выполняет специалист.

Противопоказания для ЛФК

Лечебная физкультура для детей не проводится при:

  • Злокачественных образованиях
  • Частых кровотечениях
  • Патологиях в острой форме
  • Пороке сердца и нарушении его ритма
  • Высокой температуре

Прервать занятия или временно отказаться от их начала следует даже при обычной простуде у ребенка.

Обо всех противопоказаниях расскажет врач. Он же определит, можно ли вашему ребенку заниматься именно сейчас или лучше отложить гимнастику на определенный срок.

Особенности детской ЛФК

Лечебная физкультура для детейимеет следующие особенности:

  • Проводится преимущественно в игровой форме
  • Включает упражнения, соответствующие возрасту занимающихся, уровню их физического развития и состоянию психики
  • Направлена на развитие всех систем и органов, позволяет нормализовать работу сердца и сосудов, укрепить иммунитет, улучшить осанку и др.

Решение о занятиях принимают родители. Врач может лишь порекомендовать ребенку ЛФК.

Некоторые правила при занятиях ЛФК

Занятия проводятся:

  • Только после посещения врача и обследования. При тяжелых патологиях опорно-двигательного аппарата, например, только лечебной физкультуры недостаточно. Ребенку обязательно будет назначена и другая терапия (прием лекарственных препаратов, физиолечение и др.)
  • Опытными специалистами. Они обязательно оценивают состояние ребенка
  • С постепенным увеличением нагрузки и контролем. Специалист следит за тем, чтобы упражнения не стали причиной выраженного дискомфорта и боли
  • Не менее чем через 45-60 минут после еды
  • В хорошо проветриваемых помещениях
  • С обязательным включением дыхательных и расслабляющих упражнений, разминкой
  • Курсом. Его длительность определяется заранее и только врачом. При необходимости курс можно повторять несколько раз в течение года

Особенности ЛФК при сколиозе у ребенка

Неправильная осанка – проблема многих современных детей. Это обусловлено тем, что они много времени проводят перед компьютерами, а не на свежем воздухе, бегая и играя. Если патология еще не запущена, можно вернуть ребенку хорошую осанку. Для этого следует выполнять специальные упражнения.

При кифозе грудного отдела, например, в комплекс включают занятия для укрепления мышц плечевого пояса и груди. При «плоской спине» также подбираются специальные упражнения. Они направлены преимущественно на укрепление мышц спины и плечевого пояса.

При сколиозе очень важно:

  • Увеличивать подвижность позвоночника
  • Развивать координацию движений
  • Растягивать позвоночный столб

Эффективность занятий определяется не их интенсивностью, а регулярностью! Если выполнять упражнения только 1-2 раза в месяц, эффекта не будет. Обычно лечебная физкультура для детей проводится несколько раз в неделю (как минимум 4).

Примерный комплекс для дошкольников

Занятия дошкольников обычно проводятся по следующей схеме:

  • Разминка. Как правило, она заключается в ходьбе с высоким подниманием коленей, передвижениях на пятках и носках
  • Махи руками в стороны с одновременным подъемом на носки
  • Упражнения с гимнастической палкой: подъем ее с пола на вытянутых руках и возвращение в исходное положение
  • Махи ногами, лежа на животе
  • Упражнение «ласточка»
  • Стойка на одной ноге с разведенными в сторону руками

Гимнастический комплекс нередко выполняется с использованием таких спортивных снарядов, как мяч, скакалка, обруч.

Примерный комплекс для школьников

Занятия школьников проводятся по следующей примерной схеме:

  • Разминка
  • Опускание и подъем разведенных рук с мячом
  • Подъем мяча за голову и опускание
  • Сцепление рук «в замок» за спиной
  • Прогиб спины в положении, лежа на полу
  • Округление спины, стоя на коленях с упором на руки
  • Подъем ног и плеч, лежа на животе
  • Упражнение «велосипед»

По окончании основного комплекса школьники выполняют дыхательные упражнения.

Преимущества ЛФК в МЕДСИ

  • Опытные специалисты. Лечебная физкультура для детей в Москве в МЕДСИ проводится профессионалами, которые постоянно проходят обучение и совершенствуются, осваивая все новые техники и методики
  • Использование комплексов, которые уже доказали свою эффективность. Занимаясь, ребенок может улучшить кровообращение в мышцах, вернуть или увеличить подвижность суставов, снять спазмы, избавиться от боли и дискомфорта в позвоночнике
  • Комплексный подход. ЛФК может назначаться совместно с физиолечением, массажем, другими методиками терапии ряда заболеваний опорно-двигательного аппарата
  • Индивидуальный подход. Перед тем как назначать ЛФК, специалист обязательно проведет обследование ребенка. Это позволит подобрать подходящий комплекс и добиться его максимальной эффективности

Если вы хотите записать ребенка на лечебную физкультуру для детей, уточнить цену услуги, особенности проведения занятий, позвоните по номеру +7 (495) 7-800-500.

Нервная система ребенка — Массаж и гимнастика на первом году жизни

Массаж и гимнастика на первом году жизни - нервная система ребенка

Подробности Категория: Архивы

Как проводить массаж и гимнастику на первом году жизни

Комплекс для детей от 1 до 3 месяцев

Общая продолжительность занятия — 5—6 минут. Рекомендуется проводить главным образом поглаживающий массаж, использовать только некоторые рефлекторные движения, возникающие в ответ на производимые в упражнениях раздражения. Нельзя насильно распрямлять руки и ноги ребенка: в этом возрасте обычно наблюдается скованность (повышенный тонус) мышц конечностей.

Упражнение 1. Массаж рук — поглаживание (4—6 раз). Исходное положение (ИП): положите ребенка на спину, ногами к переднему краю стола. Поглаживайте движением ладони по внутренней поверхности всей руки по направлению от кисти к плечу.

Упражнение 2. Массаж живота — поглаживание (6—8 раз).

ИП: то же. Ладонью одной руки или обеих рук провести круговое поглаживание живота по ходу часовой стрелки, минуя область печени.

Упражнение 3. Массаж ног — поглаживание (4—6 раз).

ИП: то же. Слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, ладонью другой поглаживайте по наружной и задней стороне голени и бедра в направлении от стопы к паху. Внутренняя поверхность бедра не массируется.

Упражнение 4. Сгибание и разгибание пальцев стопы (3—4 раза).

ИП: то же. Одной рукой слегка приподнимите ногу ребенка, захватив ее выше голеностопного сустава, а указательным пальцем другой руки слегка надавите на кожу и мышцы подошвы у корня пальцев. Это вызовет рефлекторное сгибание пальцев. Проведите затем по наружному краю стопы до пятки, что вызовет рефлекторное разгибание пальцев ноги — подошвенный рефлекс. Цель — укрепление мышц стопы. Когда ребенку исполнится 2 месяца, прибавьте следующие упражнения.

Упражнение 5. Рефлекторное разгибание позвоночника (спинной рефлекс).

ИП: положите ребенка на бок ногами к переднему краю стола. Для разгибания позвоночника провести двумя пальцами по обеим его сторонам в направлении от ягодиц к плечам. Процедуру выполняйте в положении ребенка на правом и левом боку (по одному разу). Цель — укрепление мышц спины.

Упражнение 6. Массаж спины (4— 6 раз).

ИП: то же. Поглаживайте спину тыльной поверхностью обеих рук по направлению от ягодиц к шее и обратно ладонной поверхностью рук от шеи к ягодицам.

Упражнение 7. Массаж косых мышц живота (6—8 раз).

ИП: то же. Этот массаж можно проводить с 2,5 месяца. Ладонями обеих рук проводят легкое растирающее движение косых мышц живота таким образом, чтобы в конце движения пальцы обеих рук соединились над пупком. Цель — укрепить мышцы брюшного пресса.

Упражнение 8. «Пловец» — разгибание позвоночника и ног в положении на животе, на весу (1—2 раза).

ИП: то же. Приподнимите ребенка над столом на правой ладони, вытянутые ноги его поддерживайте левой рукой снизу за стопы и нижние части обеих голеней. При этом происходит отклонение головы назад и разгибание спины. Цель — укрепление мышц спины, затылка и позвоночника.

Упражнение 9. Потанцовывание (4— 6 раз).

ИП: поставьте ребенка на стол, лицом к себе, поддерживая его под мышки. От прикосновения к твердой поверхности стола полусогнутые ноги ребенка рефлекторно выпрямляются в коленных и тазобедренных суставах. Цель — укрепление мышц и упора ног.

Комплекс для детей от 3 до 6 месяцев

Общая продолжительность занятия — 8—10 минут.

Упражнение 1. Скрещивание рук на груди и отведение их в стороны (6— 8 раз). ИП: лежа на спине, ногами к переднему краю стола. Дайте ребенку охватить большие пальцы ваших рук и сгибайте его руки в локтевых суставах, скрещивая их в стороны. Цель — укрепление мышц рук и плечевого пояса.

Упражнение 2. Массаж живота — поглаживание (8—10 раз), растирание косых мышц живота (6—10 раз).

ИП: то же. Техника описана в предыдущем комплексе.

Упражнение 3. Массаж ног — поглаживание (6—8 раз), растирание (8— 10 раз), разминание (4—6 раз).

ИП: то же. Ладонью правой руки производятся мелкие растирающие движения по наружной стороне голени и бедра левой ноги ребенка в направлении от стопы к тазобедренному суставу. При массаже правой ноги растирание производится левой рукой. Двумя пальцами правой руки производятся спиралеобразные движения по наружной стороне голени и бедра левой ноги в направлении от стопы к паху. При массаже правой ноги разминание проводится двумя пальцами левой руки. Заканчивается массаж ног приемом поглаживания.

Упражнение 4. Поворот со спины на живот вправо и влево (1—2 раза в каждую сторону).

ИП: то же. Возьмите ребенка правой рукой за выпрямленные ноги и левой рукой за согнутую в локте левую руку, помогите ему самому повернуться со спины на живот влево. При повороте ребенка вправо надо левой рукой обхватить его ноги, а правой — согнутую в локте правую руку. Если ребенок умеет уже самостоятельно поворачиваться со спины на живот, придерживая его только за ноги. Цель — укрепление мышц туловища и развитие навыка к поворотам со спины на живот.

Упражнение 5. «Пловец» (1—2 раза). Описано выше.

Упражнение 6. Массаж стоп (1 — 6 раз). ИП: лежа на спине, ногами к переднему краю стола. Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятую стопу ребенка, поглаживайте большими пальцами обеих рук мышцы стопы (по тыльной ее стороне) в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава. Растирание пальцев стоп. Поместив пальцы стопы ребенка между ладонями обеих рук, проведите растирающие движения пальцами своей руки. То же — на другой стопе.

Упражнение 7. Рефлекторное отведение и приведение стоп (2—4 раза).

ИП: то же. Указательным пальцем руки проведите с легким нажимом вдоль всей стопы по внутреннему краю, начиная от большого пальца (приведение), и по наружному краю, начиная от мизинца (отведение). Цель — укрепление связок, суставов и мышц стопы.

Упражнение 8. «Парение» — разгибание позвоночника и ног в положении

лежа на животе, на весу (1—2 раза). ИП: положите ребенка на живот, ногами к переднему краю стола. Ладони своих рук положите под живот, соединив мизинцами, и приподнимите ребенка над столом. Происходит рефлекторное разгибание позвоночника и ног (рефлекс положения) при отклонении головы назад. Цель — укрепление мышц спины, шеи, позвоночника и ног.

Упражнение 9. «Парение» — сгибание позвоночника и ног в положении лежа на спине, на весу (1—2 раза).

ИП: положите ребенка на спину, ногами к переднему краю стола. Подведите обе ладони снизу под спину ребенка так, чтобы мизинцы соединились, и поднимите его над столом. При этом происходит рефлекторное сгибание позвоночника с отклонением головы вперед. Цель — укрепление мышц брюшного пресса, шеи и ног.

Упражнение 10. Попеременное сгибание и разгибание рук (6—8 раз).

ИП: то же. Дайте ребенку обхватить большие пальцы ваших рук. Попеременно сгибайте и разгибайте его руки в локтях и плечевых суставах. При сгибании одной руки сгибайте другую. Цель — укрепление мышц рук и всего плечевого пояса.

Упражнение 11. Присаживание за обе руки, отведенные в стороны и выпрямленные (2—3 раза).

ИП: то же. Придерживая запястья ребенка, отведите выпрямленные его руки в стороны и, слегка потягивая на себя, помогите сесть. Цель — укрепление главным образом мышц брюшного пресса и развитие навыка к присаживанию.

Упражнение 12. Приподнятие на ноги при поддержке под локти (1—2 раза).

ИП: положите ребенка на живот, ногами к переднему краю стола. Дайте ребенку обхватить указательные пальцы ваших рук, согните его руки в локтях, слегка отведите их назад. Поддерживая ребенка под локти, помогите ему приподняться сначала на колени, затем на ноги. Цель — развитие чувства опоры, укрепление мышц плечевого пояса, ног и туловища.

Комплекс для детей в возрасте от 6 до 9 месяцев

Общая продолжительность занятий — 8—10 минут.

Необходимость включения в комплекс различных видов массажа и пассивных упражнений уменьшается, так как у здоровых, нормально развивающихся детей во втором полугодии жизни обычно уже достаточно хорошая упругость кожи и нормальный тонус. Рекомендуется проводить с детьми этого возраста только массаж живота и стоп, гимнастические упражнения, соответствующие этому возрасту.

Упражнение 1. Круговые движения руками (2—б раз). ИП: лежа на спине, ногами к переднему краю стола. Дайте ребенку охватить большие пальцы ваших рук или кольца. Проделайте круговые движения его выпрямленных рук (в плечевых суставах снизу вверх и сверху вниз). Цель — углубление дыхания и укрепление мышц плечевого пояса.

Упражнение 2. Поднимание выпрямленных ног (4—6 раз).

ИП: то же. Обхватив голени ребенка так, чтобы большие пальцы рук были на задней поверхности голени, и фиксируя остальными пальцами колени, приподнимайте выпрямленные ноги ребенка до вертикального положения и плавно опускайте их. Цель — укрепление мышц брюшного, пресса и ног, углубление дыхания. Для перемены исходного положения сделайте поворот со спины на живот, придерживая ребенка только за ноги.

Упражнение 3. Присаживание при потягивании за согнутые в локтях руки (1 — 2 раза).

ИП: лежана спине, ногами к переднему краю стола. Ребенок обхватывает указательные пальцы ваших рук, при этом его руки обращены ладонной поверхностью к груди. Слегка потягивая за согнутые в локтях руки ребенка, помогайте ему приподняться и присесть. Цель — укрепление рук, плечевого пояса и брюшного пресса, развитие навыка самостоятельно садиться. Поверните ребенка со спины на живот, придерживая только за ноги.

Упражнение 4. Переступание при поддержке за кисти рук (1—2 раза).

ИП: ребёнок стоит лицом к взрослому. Придерживая его за кисти согнутых в локтях рук, подбадривая словами «иди-иди», мать помогает ребенку переступать ножками. Цель — укрепление мышц ног и туловища для развития самостоятельной ходьбы.

Комплекс для детей в возрасте от 9 до 12 месяцев

Упражнение 1. Круговые движения руками с кольцами (4—6 раз). ИП: лежа на спине, ногами к переднему краю стола. При выполнении этого упражнения ребенок держит в руках небольшие кольца, за которые одновременно держится и взрослый.

Упражнение 2. Приподнимание выпрямленных ног (2—3 раза).

ИП: то же. На высоте выпрямленных ног ребенка держите яркую палочку и словами «выше-выше» побуждайте его дотянуться до нее ногами. Цель — укрепление мышц брюшного пресса и. углубление дыхания.

Упражнение 3. Наклон и выпрямление туловища из положения стоя (2— 3 раза).

ИП: ребенок стоит, прислонившись спиной к взрослому. Положите у его ног игрушку, удобную для захватывания. Фиксируйте левой рукой колени ребенка, а правой поддерживая его за живот, побуждайте ребенка словами «возьми-возьми» наклониться, взять игрушку и снова выпрямиться. Цель — укрепление мышц спины и живота, развитие координации в работе мышц всего туловища.

Упражнение 4. Сгибание и разгибание рук с кольцами в положении стоя (6—8 раз).

ИП: ребенок стоит лицом к взрослому и держится за кольца, за которые одновременно держится и взрослый. Попеременно сгибать и разгибать руки ребенка в плечевом и локтевом суставах. Цель — укрепление мышц рук и плечевого пояса.

Упражнение 5. Приседание ребенка при поддержке за кольца (2—3 раза).

ИП: то же. Придерживая ребенка за обе согнутые в локтях руки, поощряйте его к приседанию, произнося: «Присядь, присядь». Цель — укрепление мышц туловища, рук, ног и плечевого пояса.

Упражнение 6. Присаживание с согнутыми в локтях руками, держась за кольца (2—3 раза).

ИП: лежа на спине, ногами к переднему краю стола. Ребенок держит в руках кольца, за которые одновременно держится и взрослый. Руки ребенка при этом обращены ладонями к его груди. При легком подтягивании за согнутые в локтях руки ребенок присаживается. Цель — укрепление рук, плечевого пояса, брюшного пресса, развитие навыка самостоятельного присаживания.

Упражнение 7. Вставание на ноги держась за кольца (1—2 раза).

ИП: лежа на животе. Ребенок встает на ноги, держась за кольца, за которые одновременно держится взрослый. Цель — укрепление мышц плечевого пояса, ног и туловища.

Упражнение 8. Ходьба за каталкой (1—2 минуты).

Ребенок шагает, держась за спинку каталки обеими руками или одной рукой. Цель — развитие навыка к самостоятельной ходьбе.

Общие принципы массажа. Массаж и гимнастика у детей первого года жизни

Массаж и гимнастика на первом году жизни - нервная система ребенка

Массаж и гимнастика в течение первого года жизни ребенка являются важным моментом его физического развития. И здесь, наверное, следует сделать «важное открытие»: Человек — существо целое! И нет в нем ни органа, ни клеточки, которые работали бы сами по себе, не взаимодействуя между собой.

Поэтому, развивая ребенка физически, тем самым вы воздействуете на его нервную систему и способствуете развитию психическому. В медицине так это и называется — психо-моторное развитие. Так развивая ребенкину ладошку, его пальчики (мелкую моторику) вы даете мощный стимул к развитию головного мозга.

Все способности (думать, обучаться, работать, участвовать в страусиных бегах и т.д.), все то множество отличительных черт, которыми обладает каждый из нас, базируется только на двух вещах – наследственности и особенностях окружающей среды.

Наследственность – это тот параметр, на который медицина только пока предпринимает попытки влиять, он, к сожалению, практически не зависит от наших стараний, как говорится, «что Бог дал». А вот окружающая среда – это тот фактор, который может изменяться от наших желаний и дел.

И то, как мы организуем «быт» ребенка, какую обстановку создадим вокруг него, впоследствии позволит или нет развиться определенным природным задаткам.

Наверное, это звучит избито, и все же – на тот фундамент, который будет заложен в детстве, особенно на первом году, и будет опираться такое большое здание, как «Человек».

Наверное, пора перейти от «высоких слов» к делу. Начнем с того, что в деле физического развития ребенка первого года жизни ­ минимум две составляющих: массаж и гимнастика.

А нужен ли вообще ребенку массаж?

Давайте «пойдем с головы».

Массаж улучшает функциональное состояние нервной системы, например, при повышенном внутричерепном давлении применяются приемы, направленные на его «выравнивание».

Массаж и гимнастика способствуют развитию головного мозга, а это позволяет лучше осваивать новые навыки (переворачиваться, садиться, ползать, лепетать и т.д.).

Массаж помогает нормализовать тонус мышц, подготовить их к нагрузке, что, в свою очередь, позволяет не просто раньше осваивать те или иные двигательные навыки, но, прежде всего, делать это правильно, что в конечном итоге помогает сформировать правильную осанку, правильную установку стоп и т.д.

Специальные массажные приемы и упражнения для дыхательной системы, развивают мышцы, принимающие участие в акте дыхания, легкие, сердце, что способствует лучшему насыщению крови кислородом, влияют на газообмен в органах и тканях.

Массаж влияет и на пищеварительную систему: адекватная физическая нагрузка для малыша способствует улучшению его аппетита, а специальные массажные приемы помогают отхождению «газиков» и дефекации при запорах и вздутии живота (метеоризме).

Как проводится массаж?

Массаж проводится как здоровым детям, так и детям с определенными проблемами.

Здоровым деткам на первом году жизни рекомендуется выполнять 5 комплексов массажа и гимнастики. Каждый комплекс имеет свои цели и задачи, свои особенности проведения.

Первый комплекс проводится в возрасте от 0 до 3-х месяцев

Вопрос времени начала первого комплекса массажа остается открытым. По канонам классического массажа первый комплекс начинают в возрасте одного месяца. Однако, существует мнение, что начинать курс, при отсутствии противопоказаний, можно и раньше, практически с первых дней жизни.

На мой взгляд, все-таки, в первые недели жизни ребеночка, (особенно, если малыш-первенец в семье) идет период адаптации новорожденного к окружающему миру, взаимная «притирка» родителей и ребенка.

В этот период необходимо, прежде всего, наладить кормление, «пупочек», «работу кишечника», купание, режим. Одним словом задач масса, не говоря уже о переживаниях.

Поэтому, по моему мнению, лучшими для ребенка в течение первого месяца будут нежные поглаживания мамы.

Основной целью первого комплекса массажа является уравновешивание тонуса мышц сгибателей и разгибателей, «релаксирование» нервной системы, улучшение работы внутренних органов (прежде всего желудочно-кишечного тракта) и уравновешивание общего эмоционального фона.

Второй комплекс массажа и гимнастики для здорового ребенка проводится в возрасте 3-4х месяцев

Основной моторный навык в этот период жизни — это опора на верхние конечности.

Поэтому помимо продолжающейся из первого комплекса работы с тонусом и «балансом» нервной системы, применяются методики, направленные на укрепление мышц верхнего плечевого пояса, развитие «опорности».

Начиная со второго комплекса, в каждом комплексе проводится активная работа с тонусом мышц, подготовкой их к каждому новому навыку.

Третий комплекс массажа и гимнастики выполняется, когда малышу исполняется 4-6 месяцев

Проводятся специальные упражнения для подготовки мышц брюшного пресса и др. для сидения.

Эти упражнения называются «присаживающими», но, Боже упаси, они не имеют ничего общего с усаживанием ребенка в подушки раньше срока.

Из особенностей данного комплекса нужно отметить появление упражнений на стимуляцию вестибулярного аппарата, который, впоследствии, будет играть немаловажную роль в процессе вертикализации тела.

6-9 месяцев – время начала четвертого комплекса массажа.

В данный период времени идет один из важнейших этапов в жизни человека – ползание. Ползание помогает в развитии фокусного зрения, соединения правого и левого полушарий головного мозга (чтоб думать потом всей головой ).

И, как выясняется, ползать тоже нужно правильно – диагонально, когда в движении работают противоположные колено-локоть.

Таким образом, одна из основных задач данного комплекса – подготовка мышц к правильному ползанию, упражнения на развитие вертикализации, координации.

И последний комплекс, проводящийся на первом году жизни – в 9-12 месяцев

Так как это период освоения ходьбы, то именно на укрепление соответствующих мышц (мышцы спины, живота, ягодиц, ног), суставов, стопы и делается акцент при проведении массажа. Также большое внимание рекомендуется уделять развитию мелкой моторики, как в процессе массажа, так и в процессе игры с малышом.

Так, пожалуй, выглядит описание идеального набора циклов массажа, проводящихся, на первом году для здорового ребенка.

Естественно, что каждый комплекс массажа может видоизменяться в зависимости от особенностей малыша, его готовности выполнить то или иное упражнение, готовности к освоению того или иного навыка.

Массаж проводится не только здоровым детям, но и детям с наличием определенных проблем. Причем проблемы эти могут быть самыми разнообразными.

Это запоры, пупочная грыжа, различные варианты деформации конечностей, патология тазобдренных суставов, а у деток постарше — нарушение осанки, плоскостопие, вегетососудистая дистония.

Однако, данное положение совсем не означает, что к массажу нет противопоказаний вовсе.

О противопоказаниях к массажу и необходимых условиях его проведения вы можете прочитать здесь

Массаж малыша. Советы родителям

Массаж и гимнастика на первом году жизни - нервная система ребенка

Массаж детей раннего возраста проводится с профилактической, гигиенической целью, а также в случае каких-либо отклонений в состоянии здоровья или физическом развитии, нарушения нормальной функции позвоночника, резкой выраженности слабости мышц и связочного аппарата, нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта и перенесения различных заболеваний.

Массаж оказывает всесторонне развитие на организм ребенка. Реакция организма на массаж различна и зависит от применяемых приемов, продолжительности воздействия. Например, поглаживание, растирание – расслабляют мышцы, а поколачивание, похлопывание – вызывают появление мышечного тонуса. Под влиянием массажа ускоряются крово и лимфоток, обменные процессы, выделение продуктов метаболизма.

При воздействии массажными приемами на кожу, мышцы, связки возникают ответные реакции со стороны различных органов и систем.

Имеется тесная функциональная взаимосвязь между мышечной системой и функцией внутренних органов, тонусом гладкой мускулатуры. Поэтому массаж вызывает положительную реакцию со стороны пищеварительного тракта, особенно это важно при запорах, коликах грудничков, после проведенного массажа хорошо отходят газы.

Массаж стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи и глубжележащих тканей. Несмотря на малую массу ребенка поверхность кожи у него относительно больше, чем у взрослых.

Этим частично объясняется большая чувствительность ребенка к действию массажа. Кожа ребенка нежная, гладкая. Капиллярная сетка кожи сильно развита и после массажа быстро возникает гиперемия.

Учитывая повышенную возбудимость нервной системы, наличие большого числа рецепторов в коже, можно объяснить повышенную чувствительность ребенка к воздействию массажа.

В раннем детском возрасте нередки заболевания, и массаж является одним из важных методов комплексного лечения. Он прост в исполнении и его может освоить и проводить сама мама ребенка, предварительно пройдя обучение у массажистки.

Массаж при некоторых заболеваниях:

  • Рахит (только не в период разгара!!!) — массаж улучшает обменные процессы, предупреждает прогрессирование болезни, деформацию опорно-двигательного аппарата, усиливает кровоснабжение в массируемой области, стимулирует в мышцах окислительно-восстановительные процессы. Массаж нормализует сон. Массаж проводится осторожно. Применяю поглаживание и растирание. Продолжительность процедуры 5-7 минут.
  • Изменение мышечного тонуса — при мышечном гипертонусе, гипотонусе или мышечной дистонии. Методики проведения массажа в этом случае разнообразны, используется поглаживание, растирание, поколачивание и похлопывание.
  • Пупочная грыжа — целью массажа является усилить тонус мышц пупочного кольца, предотвратить расхождение прямых живота, и как следствием этого уменьшить риск ущемления грыжи.
  • Колики грудничков – целью массажа является стимулирование перистальтики кишечника, отхождения газов. Проводят массаж живота поглаживающими движениями по часовой стрелке, после чего выкладывают малыша на живот и массируют спинку поглаживающими движениями.
  • Плоскостопие, врожденный вывих бедра, мышечная кривошея, врожденная косолапость. Массаж при этих заболеваниях должен проводиться в клинике или на дому опытной массажисткой.

Противопоказания к проведению массажа у детей раннего возраста:

  • Острые инфекционные заболевания.
  • Рахит в период разгара с явлениями гиперестезии.
  • Различные формы геморрагического диатеза.
  • Паховые, пупочные, бедренные грыжи с наклонностью к ущемлению.
  • Врожденные пороки сердца с выраженным цианозом и расстройством компенсации.
  • Гнойничковые, острые воспалительные заболевания кожи.

При проведении массажа необходимо соблюдать ряд правил:

  • В комнате должно быть тепло, чтобы избежать излишней теплоотдачи после массажа, т.е. температура в комнате должна быть не ниже 22-24 градусов.
  • Массаж проводится в положении лежа на столике. Стол, на котором проводится массаж, должен быть покрыт одеялом и чистой пеленкой. В комнате должна быть хорошая освещенность, но прямые лучи света не должны падать в глаза ребенка.
  • При проведении массажа движения рук должны быть мягкими, нежными, без толчков. На руках не должны быть надеты кольца и какие–либо другие украшения.
  • После массажа ребенка надо одеть в теплое, сухое белье для сохранения тепла
  • Массаж проводится после кормления, но не ранее чем через 1-1,5 часа, или перед кормлением. Перед сном ребенка массировать не следует, так как это его возбуждает. После массажа ребенок должен отдыхать.
  • Массажные движения проводят по ходу сосудов – от периферии к центру.
  • При проведении массажа живота следует щадить область печени, нельзя массировать половые органы.
  • При проведении массажа спины исключаются похлопывания, поколачивания области почек.
  • Начинают занятия с 10-15-го дня жизни.
  • Занятия проводятся 3-4 раза в день по 5-7 минут.

Комплекс упражнений для детей от 10-15 дня жизни до 3 месячного возраста:

  • Поглаживание рук (4-6 раз)
  • Поглаживание ног (4-6 раз)
  • Выкладывание на живот
  • Массаж спины (4-6 раз)
  • Массаж живота (6-8 раз)
  • Рефлекторное ползание
  • Массаж и рефлекторные упражнения для стоп. (3-4 раза).

По мере роста ребенка в ежедневный комплекс упражнений добавляются новые элементы, увеличивается время проведения процедуры. Подробнее о технике массажа и гимнастики Вам расскажет врач-педиатр и медицинская сестра — массажистка.

Неправильное, неуверенное выполнение приемов может вызвать неприятные ощущения у ребенка и вместо пользы принести вред. Поэтому прежде, чем начинать самостоятельно проводить массаж и гимнастику Вашему малышу, проконсультируйтесь у специалиста.

Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом

Массаж и гимнастика на первом году жизни - нервная система ребенка

В данной статье мы попытаемся описать те упражнения, которые без особого труда и «риска для жизни», мама самостоятельно может проводить своему ребенку дома. Также эти упражнения можно проводить и между курсами профессионального массажа.

Перед проведением любого профессионального, либо самостоятельного массажа, гимнастики, оптимальным будет, если ребенка осмотрят педиатр, невролог и ортопед. Специалисты подтвердят отсутствие противопоказаний, а также подскажут, на какие области следует сделать особые акценты при выполнении массажа.

Тем не менее, следует понимать, что самостоятельные занятия с малышом, несмотря на несомненную пользу, не заменят курсов профессионального массажа ребенку.

Гимнастические упражнения для детей первого года жизни лучше проводить совместно с массажем, а заканчивать аквагимнастикой.

Условия проведения, противопоказания

Во время занятий массажем и гимнастикой можно использовать развивающие игрушки для привлечения внимания ребенка, но их не должно быть слишком много.

Все гимнастические упражнения делятся на активные и пассивные. Активные упражнения те, которые выполняет человек самостоятельно, пассивные, проще говоря, когда твоей рукой-ногой машут, а ты лежишь-скучаешь. В детском оздоровительном массаже и гимнастике используются и те, и другие виды упражнений.

Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев

Оптимальный возраст, в котором рекомендуется начинать курс массажа и гимнастики обсуждается в статье «общие принципы массажа». Массаж и гимнастика у детей первого года жизни

Дыхательные упражнения

Для малышей этого возраста очень важны дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, физиологических способностей дыхательной системы, ее резервных возможностей, служат профилактикой респираторных заболеваний.

Исходное положение: ребенок на руках у матери, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.

Рефлекторные упражнения

У младенцев существует определенная физиологическая особенность нервной системы – наличие безусловных рефлексов, появляющихся и исчезающих в определенное время.

Таким образом, у грудничков можно выделить особую группу упражнений. Это рефлекторные упражнения. Они основаны на специальном вызывании некоторых безусловных рефлексов.

Естественно, никто в качестве зарядки рефлекс Моро вызывать не будет (громкий удар по поверхности, на которой лежит ребенок, при этом он делает «обнимающее» движение).

Но некоторые из них, например рефлекс Бабинского (особое поглаживание стопы) или рефлекс опоры весьма полезны в качестве развивающих упражнений.

Количество повторений рефлекторных упражнений в течение занятия 1-2 раза.

Упражнение основано на рефлексе Бабинского.

Исходное положение: ребенок лежит на животике.

Произвести надавливание на подошву у основания пальцев — ребенок рефлекторно согнет пальчики, затем провести по внутреннему краю стопы к пятке и наружному краю к мизинцу – происходит разгибание подошвы. Движение выполняется большим пальцем взрослого. Повторить 1-2 раза. Важно! При выполнении упражнения нога ребенка всегда фиксируется за голеностопный сустав (не за пальцы).

Из рефлекторных упражнений в этом возрасте выполняются также рефлекторное ползание, рефлекторная опора и рефлекторная ходьба. Данные упражнения, как правило, проводятся в конце занятия.

Рефлекторное ползание

Упражнение основано на рефлексе ползания по Бауэру.

Исходное положение: на животе. Под стопочки ребенка подставляется ладонь взрослого, так, чтобы ребенок смог в нее упереться слегка согнутыми ногами. Ребенок толкается и выпрямляется, делая движение вперед. Повторить 1-2 раза. Важно! Не забудьте оставить свободным место, куда малыш сделает это движение (что бы не ударился головой).

Рефлекторная опора и ходьба

Исходное положение: ребенок в положении вертикально, руки взрослого в подмышечных областях ребенка. Следует дать ребенку полностью опереться стопами на поверхность стола. Слегка наклонить туловище ребенка вперед, и он рефлекторно сделает несколько шажков.

Полезно выкладывание на живот, это тоже является упражнением для ребенка, основанное на защитном рефлексе (младенец поднимает и поворачивает голову в сторону). В положении «на животе» происходит стимуляция мышечного тонуса разгибателей, тонизируются мышцы животика, стимулируется работа кишечника – облегчается отведение «газиков», является профилактикой запоров.

Выкладывание на живот рекомендуется проводить ежедневно, начиная с 30 секунд и до 15-20 минут в первые месяцы жизни.

Пассивные упражнения

Скользящие шаги – «топотушки»

Исходное положение: на спине. Нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа опирается на стол, проводится скольжение стопы по поверхности стола.

Катание в позе «эмбриона».

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Ноги согнуты, приведены к животику, голова также согнута, подбородочек приведен к груди. Производится «катание» малыша в таком положении на спинке. Как правило, такое упражнение деткам очень нравится.

Активные упражнения

Используются различные яркие, звучащие игрушки, которые показываются ребенку на расстоянии 25-30 см, таким образом, стимулируются слежение глазками за предметом, слуховое сосредоточение, попытка ухватить предмет.

Гимнастика для детей 3-4 месяцев

Для того, чтобы избежать повторений, мы будем добавлять к приведенным выше упражнениям описание новых элементов гимнастики.

Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно

Исходное положение: на спине. Одной рукой обхватываются голени ребенка снизу, указательный палец другой руки взрослого вкладывается в ладонь малыша, остальные пальцы охватывают его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, следует повернуть его таз, вслед за этим ребенок поворачивает свою голову и плечевой пояс. Подобным образом совершают повороты в обе стороны.

Упражнения на мяче

Начиная с 3-х месяцев можно вводить новый вид занятий – упражнения на мяче. Для этих упражнений потребуется мяч, диаметром 50-60 см, чуть спущенный.

Покачивание на мяче способствует развитию координации, вестибулярного аппарата, способствует тонизации мышц брюшного пресса, спины, ног.

Ребеночка располагают на мяче разными способами: на спинке, на животике, по очереди на боках.

Выполняются покачивания с опорой на ноги, с подъемом ног.

Важно не забывать надежно фиксировать ребенка на мяче.

Гимнастика для детей 4-6 месяцев

Безусловные рефлексы постепенно угасают, поэтому увеличивается доля пассивно-активных упражнений. Также увеличивается количество повторений одного и того же упражнения.

Проводятся пассивные упражнения – сгибание и разгибание в крупных суставах.

Круговые движения в тазобедренных суставах, с обязательной фиксацией своими руками коленей ребенка.

Одновременное сгибание – разгибание ног.

Исходное положение: на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голени сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги младенца.

Соединение противоположных и одноименных колено-локоть.

Расширяется спектр упражнений на мяче.

В этом возрасте многие дети с интересом покачиваются на мяче с подъемом игрушки с поверхности.

На мяче в положении на спинке можно покачивать ребеночка с небольшим «присаживанием» при достижении опоры ножками.

С 5-ти месяцев можно покачивать ребенка на боку с отталкиванием от поверхности опоры.

Гимнастика для детей 6-9 месяцев

К уже описанным упражнениям добавляются:

Дыхательные упражнения делаются на спине, на боку, начинают делать их сидя.

Одновременное и попеременное отведение рук в стороны, вверх, обхватывающие движения руками.

Выполняются все упражнения для ног: «топотушки», скользящие шаги, круговые движения ногами, попеременное сгибание-разгибание.

Вводится новое упражнение: велосипед.

Исходное положение: на спине. Согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами ребенка выполняются круговые движения, напоминающие движение ног во время езды на велосипеде.

В положении сидя (в позе портного, когда стопы соединены или по-турецки) ребенка покачивают, используя игрушку, стимулируют потягивание за ней.

Старайтесь всячески побуждать малыша к активным поворотам со спины на живот и обратно.

Полезно упражнение, направленное на развитие навыков ползания. В этот период времени можно помогать ребенку, подставляя свою ладонь в качестве опоры.

Выполняются упражнения для развития ходьбы: стимулируется переступание с ноги на ногу, при этом взрослый сначала поддерживает ребенка подмышки, а, впоследствии, за кисти обеих рук.

https://www.youtube.com/watch?v=vctohCondCc

В упражнениях на мяче: можно использовать покачивание на нем в положении сидя.

Гимнастика для детей 9-12 месяцев

Упражнения выполняются в самых разных положениях: лежа, сидя, стоя.

В этом возрасте стараются побуждать к выполнению тех или иных упражнений словами: «садись, ложись, достань игрушку спереди, из-за спины».

Используются упражнения с предметами: приседание с палочкой, упражнения для рук с кольцами.

Упражняясь на мяче, можно и попрыгать на нем: на попке, на ножках.

В этом благодатном возрасте для упражнений с ребенком, чем больше фантазии, тем лучше.

В заключение, хотелось бы вспомнить замечательную народную мудрость: час пробьет и все придет.

Поэтому, всегда необходимо соизмерять нагрузку с физиологической готовностью ребенка воспринимать те или иные упражнения, не стоит слишком опережать естественный ход событий – усаживать ребенка в подушки в 3 месяца или заставлять его ходить, когда он только пытается научиться стоять с опорой.

Постарайтесь найти для ребенка (и себя) оптимальное время, ритм занятий. В упражнениях с ребенком важна не сила или нагрузка, а регулярность проведения. Помните, что, прежде всего, малышу нужна ваша любовь и забота!

Массаж грудничку: как правильно (пошаговая инструкция, видео)

Массаж и гимнастика на первом году жизни - нервная система ребенка

Дорогие мамочки и папочки, бабушки и дедушки! Призываем вас учиться делать массаж детям своими руками под руководством наших специалистов — детского невролога Елены Геннадьевны Никольской и массажиста Камковой Ольги Николаевны.

Это прекрасный метод профилактики детских неврологических заболеваний, простой, безвредный (при правильном выполнении!) и абсолютно бесплатный способ укрепления нервной системы и иммунитета ребенка. Общайтесь с детьми больше! Занимайтесь с ними.

Своим опытом делятся одни из лучших специалистов Центра Неврологии и Ортопедии «Алан Клиник».

Рекомендуем вам делать своим грудничкам массаж ежедневно по 15-20 минут. Самый ранний возраст, когда ребенку можно начать делать массаж, — это 2-3 недели. В 1,5 месяца к массажу можно присоединить простейшие упражнения. 

Массаж очень полезен для малышей: помогает успокоиться, избавляет от неприятных и болезненных ощущений в животике, при отсутствии грудного вскармливания помогает восполнить потребность ребенка в телесном контакте с матерью. Массаж оказывает благотворное влияние на мышцы, кости, кровообращение и пищеварение ребенка, приучает к двигательной активности, помогает сформировать правильную осанку. 

Разговаривайте с ребенком во время массажа и гимнастики, пусть он слышит ваш голос и видит вашу мимику — это способствует развитию речи, слуха и зрения. Очень хорошо, когда занятия сопровождаются приятной музыкой.

Причем желательно использовать каждый раз одни и те же музыкальные композиции — так Ваш малыш быстрее привыкнет к процедурам массажа и гимнастики.

Это особенно важно для детей, которые проявляют негативное отношение к подобным занятиям.

Как подготовиться к массажу ребенка?

  • Подготовка помещения.
  • Подготовка поверхности (что можно использовать в качестве массажного столика)
  • Подготовка рук массажиста.
  • Нужно ли использовать для детского массажа масло?
  • В какое время делать ребенку массаж — до кормления или после?
  • Основные виды массажа для грудничков.

Массаж рук грудничка

Массаж детей до года лучше начинать с ручек. Все движения проводятся от края к центру. Из видеоролика вы узнаете, как массировать пальчики рук, кисти, локти, плечи малыша. Все движения необходимо выполнять сначала с одной стороны, затем с другой.

Массаж ног грудного ребенка

Переходим к массажу ножек малыша. Главное правило при массаже ног ребенка — снизу вверх: от ступни к паховой области. На стопе находится множество нервных окончаний, которые отвечают за работу всего организма, поэтому массаж стоп имеет особое значение для детей любого возраста. 

Обязательно выполнять также рефлекторные упражнения: нижний хватательный рефлекс и рефлекс Бабинского.

Массаж животика новорожденных

Массаж животика улучшает пищеварение и настроение малыша. В подробно рассказывается об особенностях массажа для детей с незажившим пупком и детей, которых мучают колики. Также массажист показывает упражнения для профилактика дисплазии тазобедренных суставов.

Массаж спинки ребенка

Тут важно учитывать возраст ребенка. Выкладывать ребенка на животик можно начиная с 2 месяцев.

Врач подробно рассказывает и показывает, как правильно выкладывать ребенка на животик и делать гимнастику для укрепления мышц шеи и спинки. Массаж спины можно начинать делать не ранее чем с 2,5 месяцев.

Посмотрите наше видео, и вы узнаете, как с помощью массажа сформировать малышу правильную осанку.

Упражнения грудничкам для улучшения рефлексов

Снова возвращаемся к рефлекторным упражнениям. Выполняем лабиринтный выпрямляющий установочный рефлекс на голову и развиваем рефлексы ползания, опоры и автоматической походки.

После массажа

После окончания массажа ребенка заворачиваем в пеленку и полчаса даем малышу отдохнуть. Вы молодцы!

На что обратить внимание, делая массаж ребенку?

Уважаемые родители, если во время проведения массажа на рефлексы, вы заметили, что малыш не всё делает верно, или если у вашего ребенка мышечный гипертонус (напряжение в мышцах), кривошея (головка наклонена в одну сторону или ребенок постоянно смотрит в одну сторону), следует обратиться к хорошему детскому неврологу. 

На первом году жизни сложно обнаружить нарушения работы нервной системы, но именно ранняя диагностика и лечение позволят избежать последствий перинатального поражения мозга. Мозг интенсивно растет и развивается в первые годы жизни, поэтому многие проблемы легко исправить по консультации и лечения у хорошего детского невролога.

Знай об организме
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: