Масса тела (мальчики) — возрастные особенности физического развития ребенка

Содержание
  1. Таблица роста и веса детей в норме, развитие ребенка: рост, вес, масса тела
  2. Как померить  и измерить рост ребенка правильно? Антропометр и ростомер
  3. Как правильно взвесить ребенка, как определяется вес, масса тела у ребенка?
  4. Какие нормальные рост и вес ребенка? Как произвести расчет?
  5. Метод формул для определения веса, формула, шкала, график веса
  6. Метод формул для определения роста, формула роста
  7. Ребенок 1 месяц, рост и вес, норма роста и веса мальчика или девочки в 1 мес, месячного грудничка малыша (4 недели)
  8. Ребенок 2 месяца, рост и вес, норма роста и веса мальчика, девочки в 2 мес
  9. Физическое развитие ребёнка
  10. Физическое развитие детей раннего возраста
  11. Физическое развитие детей школьного возраста
  12. Физическое развитие детей младшего школьного возраста
  13. Физическое развитие детей среднего школьного возраста
  14. Физическое развитие детей старшего школьного возраста
  15. Нормы роста и веса детей — данные ВОЗ
  16. РОСТ И ВЕС РЕБЕНКА: КАК УСТАНАВЛИВАЛИСЬ НОРМЫ
  17. Рассчитать норму веса и роста ребенка помогут таблицы ВОЗ.
  18. КАК ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ РОСТ И ВЕС РЕБЕНКА
  19. ВЕС РЕБЕНКА: ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ ОТ НОРМЫ
  20. 3.2.3. Физическое воспитание детей среднего школьного возраста
  21. Таблица 3.5 Темпы прироста различных двигательных способностей у детей среднего школьного возраста (%)
  22. Задачи физического воспитания
  23. Особенности методики физического воспитания
  24. Контрольные качественные показатели уровня физической культуры подростка (В.К. Бальсевич, 2000):
  25. Таблицы веса и роста ребенка по месяцам и по годам. Для мальчиков и для девочек
  26. Таблица веса и роста грудного ребенка по месяцам (до 1 года)
  27. Таблица веса и роста ребенка по годам (от 1 до 18 лет)
  28. Отклонения веса или роста от табличных значений
  29. С чем могут быть связаны явные отклонения от нормы?

Таблица роста и веса детей в норме, развитие ребенка: рост, вес, масса тела

Масса тела (мальчики) - возрастные особенности физического развития ребенка

Антропометрия – это наука, занимающаяся изучением особенностей строения тела отдельного человека и групп людей. Антропометрия имеет очень большое значение при проведении оценки физического развития ребенка, оценки его пропорциональности.

ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) считает, что рост и вес ребенка в различные возрастные периоды очень важен, так как отклонения от нормальных показателей происходят при различных заболеваниях и при нарушениях работы организма.

Чаще всего производится измерение показателей роста ребенка, его массы тела (веса), окружности головы, окружности грудной клетки. В этой статье Сарклиник остановится на нормальных показателях роста и веса детей с момента рождения до 16 лет. Для оценки роста ребенка используются антропометр, ростомер.

Если ребенок плохо набирает вес, теряет вес, плохо и мало прибавляет после рождения, сильный недобор, нужно обязательно обратиться к педиатру, детскому врачу. Избыточный вес тоже является патологией. Не нужно перекармливать ребенка как на естественном вскармливании, так и на искусственном.

Как померить  и измерить рост ребенка правильно? Антропометр и ростомер

Для определения роста ребенка врач просит его встать ровно по «стойке смирно», развернувшись правым плечом к исследующему. Антропометр располагают впереди ребенка в вертикальном положении. Штангу со шкалой можно держать правой рукой, измерительную линейку перемещать левой рукой.

Величина показателя определяется как значение, которое находится у верхнего края измерительной линейки антропометра. Величина роста может колебаться в пределах 1 мм. Помните, что рост утром несколько больше, чем рост вечером.  При использовании для определения показателя роста ребенка ростомером измерения производятся очень просто.

Ребенка просят встать на площадку ростомера, при этом нужно прижаться спиной к стойке со шкалой деления. Ребенок должен дотрагиваться до стойки затылком, областью между лопатками, попой (ягодицами), затылком до стойки. Измерительную планшетку нужно опустить вниз до головы исследуемого ребенка.

Если нужно измерить длину маленького ребенка, то есть ростомеры для грудничков, в которых рост можно измерить лежа. Также можно антропометром и ростомером измерять рост сидя.

Как правильно взвесить ребенка, как определяется вес, масса тела у ребенка?

Определение показателей массы тела ребенка производится с помощью специальных весов. Весы бывают чашечные и электрические. У детей первого года жизни применяют специальные весы.

Измерение можно проводить лежа или сидя. У старших детей измерения можно проводить стоя.

Когда правильно измерять вес ребенка? Показатель массы тела в идеале измерять утром после опустошения кишечника и мочевого пузыря до приема пищи.

Какие нормальные рост и вес ребенка? Как произвести расчет?

В норме рост и вес ребенка рассчитываются и оценивается с помощью различных методов: метод центильных таблиц, метод формул, параметрический метод.

Метод индексов позволяет определить в норме ли соотношения показателей физического развития у детей. И так, самый простой способ – это метод формул. На нем мы сейчас и остановимся подробнее.

Каждая мама должна купить электронные весы, чтобы можно было часто взвешивать своего малыша.
 

Метод формул для определения веса, формула, шкала, график веса

Если ребенку от 1 до 6 месяцев, то массу тела грудного малышки можно определить по формуле:

МТР + 800 х М,

где МТР – это масса тела при рождении, вес родившегося доношенного или недоношенного малыша М – это количество месяцев ребенку (от 1 до 6).

Таблица, вес в норме от 1 до 6 месяцев, в зависимости от веса при рождении (МТР)

  МТР  1 м    2 м    3 м     4 м     5 м    6 м 2000 2800 3600 4400 5200 6000 6800 2100 2900 3700 4500 5300 6100 6900 2200 3000 3800 4600 5400 6200 7000 2300 3100 3900 4700 5500 6300 7100 2400 3200 4000 4800 5600 6400 7200 2500 3300 4100 4900 5700 6500 7300 2600 3400 4200 5000 5800 6600 7400 2700 3500 4300 5100 5900 6700 7500 2800 3600 4400 5200 6000 6800 7600 2900 3700 4500 5300 6100 6900 7700 3000 3800 4600 5400 6200 7000 7800 3100 3900 4700 5500 6300 7100 7900 3200 4000 4800 5600 6400 7200 8000 3300 4100 4900 5700 6500 7300 8100 3400 4200 5000 5800 6600 7400 8200 3500 4300 5100 5900 6700 7500 8300 3600 4400 5200 6000 6800 7600 8400 3700 4500 5300 6100 6900 7700 8500 3800 4600 5400 6200 7000 7800 8600 3900 4700 5500 6300 7100 7900 8700 4000 4800 5600 6400 7200 8000 8800 4100 4900 5700 6500 7300 8100 8900 4200 5000 5800 6600 7400 8200 9000 4300 5100 5900 6700 7500 8300 9100 4400 5200 6000 6800 7600 8400 9200 4500 5300 6100 6900 7700 8500 9300 4600 5400 6200 7000 7800 8600 9400 4700 5500 6300 7100 7900 8700 9500

Если ребенку от 7 месяцев до 12 месяцев, то можно использовать формулу:

5800 + 400 х М,

где М – количество месяцев жизни ребенка.

В норме от указанных величин вес ребенка может отличаться на 500 грамм в плюс или минус. То есть к полученным цифрам ± 500 гр. Вес годовалого малыша зависит от питания в течение года, наследственных факторов, перенесенных заболеваний. 

Таблица, вес в норме от 7 до 12 месяцев

  МРТ   7 м   8 м     9 м   10 м   11 м    12 мес  2000 7200 7600   8000 8400  8800    9200  2100 7300 7700   8100 8500  8900    9300  2200 7400 7800   8200 8600  9000    9400  2300 7500 7900   8300 8700  9100    9500  2400 7600 8000   8400 8800  9200    9600  2500 7700 8100   8500 8900  9300    9700  2600 7800 8200   8600 9000  9400    9800  2700 7900 8300   8700 9100  9500    9900  2800 8000 8400   8800 9200  9600    10000  2900 8100 8500  8900  9300  9700    10100  3000 8200 8600  9000  9400  9800    10200  3100 8300 8700  9100  9500  9900    10300  3200 8400 8800  9200  9600  10000  10400  3300 8500 8900  9300  9700  10100  10500  3400 8600 9000  9400  9800  10200  10600  3500 8700 9100  9500  9900  10300  10700  3600 8800 9200  9600 10000 10400  10800  3700 8900 9300 9700  10100 10500  10900  3800 9000 9400 9800  10200 10600  11000  3900 9100 9500 9900  10300 10700  11100  4000 9200 9600 10000 10400 10800 11200  4100 9300 9700 10100 10500 10900 11300  4200 9400 9800 10200 10600 11000 11400  4300 9500 9900 10300 10700 11100 11500  4400 9600 10000 10400 10800 11200 11600  4500 9700 10100 10500 10900 11300 11700  4600 9800 10200 10600 11000 11400 11800  4700 9900 10300 10700 11100 11500 11900

У детей после года, от 1 года до 4 лет используется следующая формула для определения массы в килограммах. 2 х Л + 9,

где Л – количество лет жизни ребенка.

Какие коридоры от указанных в таблице цифр существуют в медицине и педиатрии? В норме от указанных величин вес ребенка может отличаться на 1000 грамм в плюс или минус. То есть к полученным цифрам ± 1 кг.
 

У детей от 5 до 12 лет для определения нормального веса можно применять формулу: 3 х Л + 4, где Л – количество лет жизни ребенка.

 В норме от указанных величин вес ребенка может отличаться на 4 кг в плюс или минус. То есть к полученным цифрам ± 4 кг.

У детей от 13 до 16 лет можно для определения нормального веса применять формулу: 5 х Л — 20, где Л – количество лет жизни ребенка.

 В норме от указанных величин вес ребенка может отличаться на 4 кг в плюс или минус. То есть к полученным цифрам ± 4 кг.

Теперь перейдем к росту в норме.
 

Метод формул для определения роста, формула роста

У детей от 1 месяца до 6 месяцев рост в норме определить очень легко и просто.

3 М + РР, где М – количество месяцев жизни ребенка, РР – рост при рождении.

Если ребенку от 7 месяцев до 12 месяцев, то можно использовать формулу:

М + 64, где М – количество месяцев жизни ребенка. В норме от указанных величин вес ребенка может отличаться на 2 см в плюс или минус. То есть к полученным цифрам ± 2 см.

У детей старше от 2 лет до 8 лет используется следующая формула для определения роста в сантиметрах.

7 х Л + 74, где Л – количество лет жизни ребенка. В норме от указанных величин вес ребенка может отличаться на 3 см в плюс или минус. То есть к полученным цифрам ± 3 см.

У детей старше от 9 лет до 16 лет используется следующая формула для определения роста в сантиметрах.

5 х Л + 90, где Л – количество лет жизни ребенка.

В норме от указанных величин вес ребенка может отличаться на 4 см в плюс или минус. То есть к полученным цифрам ± 4 см.

По приведенным Сарклиник формулам легко рассчитать самому нормальный вес и рост любого ребенка в любом возрасте, но если Вам тяжело это сделать самому, мы Вам поможем. Ниже приведены примеры расчетов для детей различного возраста роста и веса (массы) в норме (таблица).
 

Ребенок 1 месяц, рост и вес, норма роста и веса мальчика или девочки в 1 мес, месячного грудничка малыша (4 недели)

Для расчета не нужен калькулятор. Например, если масса тела мальчика при рождении 3500 гр, а рост 53 см, то в 1 месяц в норме должны быть следующие показатели.

Рост 56 см, вес 4300 гр.

Если вес девочки при рождении 3000 гр, а рост 49 см, то в 1 месяц в норме должны быть следующие показатели.

Рост 52 см, вес 3800 гр.
 

Ребенок 2 месяца, рост и вес, норма роста и веса мальчика, девочки в 2 мес

Например, если масса тела мальчика при рождении 3600 гр, а рост 52 см, то в 2 месяца в норме должны быть следующие показатели.

Рост 58 см, вес 5200 гр.

Если вес девочки при рождении 2900 гр, а рост 48 см, то в 2 месяца в норме должны быть следующие показатели.

Рост 54 см, вес 3800 гр.

Если Вы самостоятельно онлайн не сможете рассчитать нормальные показатели массы и роста у своего ребенка, задайте абсолютно бесплатно вопрос доктору и в течение 3 суток получите ответ не только о том, какое должно быть нормальное развитие ребенка, но и том, как узнать соотношение роста и веса, почему не идет прибавка, как поступать в различных ситуациях, лучше лечить болезни, почему ребенок не набирает вес, куда обращаться при раличных заболеваниях, как узнать средний вес ребенка, какие методы диагностики нужно использовать в конкретных случаях, как ребенку набрать вес легко и быстро, какими молочными смесями его кормить. Врач Сарклиник постарается Вам помочь. Как можно более полно изложите все жалобы, проблемы, которые Вас мучают.

При использовании статьи активная гиперссылка на сайт sarclinic.ru обязательна! ® SARCLINIC | Sarclinic.com Sаrсlinic.ru © marchibas / Фотобанк Фотодженика / photogenica.ru Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

ЛЕЧЕНИЕ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ В САРКЛИНИК

СТАТЬИ О БОЛЕЗНЯХ У ДЕТЕЙ

ОТЗЫВЫ О ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ В САРКЛИНИК

Запись на консультации.Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

Физическое развитие ребёнка

Масса тела (мальчики) - возрастные особенности физического развития ребенка

Физическое развитие детей представляет собой динамический процесс роста и биологического созревания в течение определённого периода. Под динамическим процессом роста понимают увеличение массы и длины тела, развитие органов и систем организма.

Оценка физического развития ребёнка — выявление соответствия процессов роста и созревания с возрастной нормой. Для количественной оценки могут быть использованы как абсолютные величины – килограммы, сантиметры, так и относительные – доля в % от нормы.

Здоровье и физическое развитие детей — понятия неразделимые.

Отклонения от нормы физического развития в большинстве случаев сигнализируют о нарушениях, связанных с заболеваниями эндокринной системы, центральной нервной системы, с патологией обмена веществ.

При этом стоит отметить, что отставание в физическом развитии нередко является менее опасным, чем сильное опережение, которое является признаком гормональных нарушений.

Физическое развитие детей раннего возраста

Ранний возраст ребенка — это период от одного до трёх лет. Физическое развитие детей раннего возраста характеризуется интенсивностью. В этот период наблюдается существенное увеличение росто-весовых показателей, активные рост и развитие внутренних органов, интенсивное развитие двигательной сферы.

Каждый месяц ребёнок в возрасте от одного до двух лет прибавляет в весе около 200-250 грамм и вырастает приблизительно на один сантиметр.

Прирост немного замедляется на третьем году жизни и составляет около 8 см и 2,5 кг веса за год.

Замедление обусловлено тем, что большая часть энергии в этот период направлена на развитие внутренних органов и систем, а также на активную двигательную деятельность.

Развитие опорно-двигательного аппарата у детей раннего возраста характеризуется процессами минерализации костной ткани, нормализацией мышечного тонуса.

Тело ребёнка приобретает желаемую устойчивость в вертикальном положении, становятся выполнимыми сложные движения с приложением силовых затрат, усовершенствуется мелкая моторика.

На период с 2-х до 3-х лет приходится максимум двигательной активности.

В раннем возрасте происходит интенсивное развитие центральной нервной системы, что позволяет ребёнку длительное время концентрировать своё внимание на одном предмете. Периоды, когда ребёнок бодрствует, увеличиваются до шести-восьми часов.

Помимо этого, изменяется работа пищеварительной системы, повышается тонус кишечника, усиливается перистальтика. В изменениях, затрагивающих выделительную систему, стоит отметить увеличение объёма мочевого пузыря в два-три раза.

Физическое развитие детей школьного возраста

Школьный возраст принято делить на три периода:

  • младший школьный: с 6-ти до 11-ти лет;
  • средний школьный: с 12-ти до 15-ти лет;
  • старший школьный: с 16-ти до 18-ти лет.

Физическое развитие детей младшего школьного возраста

Физическое развитие детей младшего школьного возраста характеризуется:

  • быстрым ростом на фоне относительно медленного набора массы тела;
  • равномерным развитием опорно-двигательного аппарата;
  • интенсивным развитием крупных мышц рук и ног.

В этот период происходит завершение морфологического развития ЦНС. К возрасту 11-ти лет объём лёгких ребёнка составляет одну вторую объёма лёгких взрослого человека. Дети младшего школьного возраста имеют потребность в интенсивной двигательной активности, именно в этот период у них формируется предрасположенность к тем или иным видам физической активности.

Физическое развитие детей среднего школьного возраста

Для физического развития детей среднего школьного возраста характерно следующее:

  • интенсивный рост — около 4-7 см в год;
  • интенсивное увеличение массы тела — около 3-6 кг в год;
  • рост длинных трубчатых костей рук и ног;
  • интенсивный рост в высоту позвонков;
  • быстрое развитие мышечной системы;
  • формирование всех функциональных систем;
  • улучшение координации и силовых способностей.

Начало полового созревания у девочек начинается на один-два года раньше, чем у мальчиков. В этот же временной период наблюдается интенсивное развитие дыхательной системы, увеличение показателей жизненной ёмкости лёгких.

Физическое развитие детей старшего школьного возраста

В старшем школьном возрасте завершается половое созревание и чётко проявляются как половые, так и индивидуальные различия в строении тела. Помимо этого, наблюдается:

  • замедление роста тела в высоту;
  • прирост массы тела;
  • завершение окостенения большей части скелета;
  • утолщение трубчатых костей;
  • активное развитие грудной клетки;
  • быстрое и равномерное развитие мышц.

Если вы хотите узнать, насколько правильно происходит физическое развитие вашего ребёнка, обращайтесь в многопрофильную клинику ЦЭЛТ. У нас работают специалисты-педиатры, которые имеют большой опыт работы. Они проведут оценку физического развития Вашего ребёнка, предоставят Вам всю необходимую информацию и проконсультируют по интересующим Вас вопросам.

Нормы роста и веса детей — данные ВОЗ

Масса тела (мальчики) - возрастные особенности физического развития ребенка

Рост и вес ребенка – параметры, которые больше остальных волнуют родителей. Каковы нормы роста и веса у детей разных возрастов?

Предлагаем ознакомиться с данными Всемирной организации здравоохранения. Опираясь на масштабные исследования, ученые установили нормальные параметры развития детей, на которые можно опираться.

Один из наиболее частых вопросов, который возникает у всех мам – норма роста и веса ребенка в первые месяцы жизни малыша.

Опираясь на рекомендуемые нормы, можно понять, правильно ли развивается ваш ребенок, и стоит ли его показать врачу. Рост и вес ребенка являются важными параметрами, с помощью которых родители могут оценить здоровье ребенка.

Зачастую родители сталкиваются с достаточно противоречивой информацией относительно того, какой же вес и рост ребенка является нормальным. Более того, разные врачи могут по-разному трактовать текущие показатели у ребенка.

Спешим вам сообщить, что Всемирная организация здравоохранения установила нормы роста и веса для мальчиков и девочек. Это самые современные данные, на которые можно опираться при интерпретации параметров роста и веса детей.

Эталоны массы и роста ребенка, которые широко распространены сегодня, на самом деле не отражают реального положения дел – как именно должен расти и развиваться ребенок, чтобы его здоровье было в наилучшем состоянии. Такие данные просто показывают, как растет среднестатистический ребенок. Что касается норм, разработанных ВОЗ, то эти данные представляют собой нечто большее, чем просто эталонные параметры роста и веса.

Таблицы ВОЗ по нормам роста и веса детей дают возможность родителям определить оптимальные величины физического развития малышей, учитывая массу и рост детей разных возрастов.

РОСТ И ВЕС РЕБЕНКА: КАК УСТАНАВЛИВАЛИСЬ НОРМЫ

Согласно нормам ЮНИСЕФ и ВОЗ, принятыми в 2002 году, говорится, что для малышей наилучшей формой кормления является грудное вскармливание.

Материнское молоко – идеальная пища для здорового роста и развития детей. В течение первых шести месяцев эксперты ВОЗ и ЮНИСЕФ рекомендуют кормить детей исключительно грудным молоком. После этого периода для адекватного роста и развития дети должны получать адекватный прикорм. При этом грудное вскармливание должно продолжаться до двух лет или более (по желанию матери).

Одна из отличительных особенностей современным норм по развитию и росту детей является понимание грудного вскармливания как определенной биологической нормы. В качестве эталона взят здоровый ребенок, не имеющий избыточной массы тела и кормящийся грудью.

В этой связи новые нормы роста и веса малышей отличаются от таковых, которые были приняты на основании анализа параметров всех детей (которые находились как на грудном, так и на искусственном вскармливании).

Для установления новых норм по развитию росту детей эксперты исследовали около 9 тысяч детей, которые воспитывались в благоприятной среде, включающей в себя грудное вскармливание, здоровый рацион питания, а также предупреждение инфекционных заболеваний и других негативных проявлений.

Более того, матери этих детей воздерживались от вредных привычек во время беременности и грудном вскармливании. Это был широкомасштабный проект, курированный Всемирной организацией здравоохранения и рядом неправительственных организаций при ООН.

В результате полученных данных, были составлены графики веса и роста для мальчиков и девочек в возрасте от 0 до 10 лет. Примечательно, что эти графики показывают не только абсолютные значения роста и веса, но и взаимосвязь друг с другом, и это соотношение очень важно для понимания того, насколько гармонично развивается ребенок.

Рассчитать норму веса и роста ребенка помогут таблицы ВОЗ.

Таблица ВОЗ №1: Рост (в см) и вес (в кг) мальчиков первого года жизни

К трем месяцам мальчики вырастают до 61,4 см и весят 6.400 гр. Низкими показателями будут являться параметры ниже 59,4 см 5.700 г, а высокими – показатели выше 63,5 см и 7.200 г.

Таблица ВОЗ №2: Рост (в см) и вес (в кг) девочек первого года жизни

Возраст 6 месяцев считается важной контрольной точкой развития ребенка. Шестимесячная девочка должна вырасти до 65,7 см и весить 7.300 г.

Таблица ВОЗ №3: Рост мальчика (в см) в возрасте до 10 лет

Таблица ВОЗ №4: Вес мальчика (в кг) в возрасте до 10 лет

В 10 лет мальчики в норме должны достигнуть параметров 137,8 см 31.200 г. Цифры меньше 131,4 см и 26.700 г оцениваются как низкие, а показатели выше 144,2 см и 37.000 г – как высокие.

Таблица ВОЗ №5: Рост девочки (в см) в возрасте до 10 лет

Таблица ВОЗ №6: Вес девочки (в кг) в возрасте до 10 лет

Десятилетняя девочка в среднем должна иметь рост 138,55 см и массу – 31.900 г. Данные меньше 132,2 см 27.100 г оцениваются как низкие, а показатели выше 145 см 38.200 г – как высокие.

КАК ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ РОСТ И ВЕС РЕБЕНКА

В домашних условиях для изменения роста ребенка можно использовать домашний ростомер или же сантиметровую ленту. Поставьте ребенка босым на пол спиной к линейке. Следите за тем, чтобы тело малыша было прямым, а руки были опущены вдоль туловища, стопы плотно сдвинуты, а колени разогнуты.

Голову ребенка нужно установить таким образом, чтобы край нижнего века и верхний край слухового аппарата располагались на одной горизонтальной плоскости. Во время измерения роста ребенок должен касаться стенки лопатками, ягодицами и пятками.

Приложите перпендикулярно к ростомеру какой-то плоский предмет и отметьте на шкале показания роста.

Что касается массы тела ребенка, то ее определяют на весах. Чаще всего это электронные весы. Следите за тем, чтобы ребенок находился в центре весов.

В зависимости от возраста ребенка, взвешивать его нужно в положении лежа, сидя или стоя. Если маленького ребенка вы взвешиваете в пеленке, то от общей массы следует отнять вес пеленки.

Взвешивают ребенка в утреннее время, до кормления, когда ребенка помочится и опорожнится.

ВЕС РЕБЕНКА: ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ ОТ НОРМЫ

В ряде случаев у ребенка возможно появление проблем с весом. Слишком большой или малый вес может указывать на наличие определенных проблем или специфических состояний. В частности, отклонения от нормы возможны по следующим причинам:

  • Энергетический дисбаланс. Самая банальная причина – получение больше калорий, чем необходимо. Это приводит к набору лишнего веса. И когда ребенок получает меньше калорий, чем ему необходимо для поддержания нормальной жизнедеятельности, то это, наоборот, приводит к уменьшению веса. Дети, которые употребляют пищу, равноценную по энергетическому балансу к их образу жизни, не имеют проблем с весом. Таким образом, основными причинами отклонений от нормы массы тела являются: увеличение потребления пищи, недостаточное питание или низкая физическая активность.
  • Заболевания. В ряде случаев проблемы с весом возможны в силу развития определенных заболеваний и нарушений, например, при изменении гормонального фона, когда нарушается обмен веществ.

Самая распространенная проблема для родителей – чрезмерное кормление ребенка, когда он не хочет есть, а его заставляют. Здесь врачи-педиатры единодушны: ребенку нужно дать возможность самому услышать потребности своего организма.

Дети употребляют то количество пищи, которое им необходимо для поддержания текущего уровня развития. Взрослые же обязаны обеспечить малышу благоприятные условия для приобретения здоровых привычек. Ребенок должен самостоятельно слышать сигналы голода и насыщения, а родители должны своевременно удовлетворять эти потребности.

Медицинский научно-практический журнал «Science & Medicine»

3.2.3. Физическое воспитание детей среднего школьного возраста

Масса тела (мальчики) - возрастные особенности физического развития ребенка

Возрастные особенности физического развития детей среднего школьного возраста. Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V – VIII классы).

Данный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4 –7 смглавным образом за счет удлинения ног.

Масса тела прибавляется ежегодно на 3 –6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13 – 14 дет, когда длина тела прибавляется за год на 7 –9 см.

А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11 – 12 лет в среднем на7 см.

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13 – 14 лет, а у девочек – в 11 – 12 лет.

Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1 – 2 года раньше, чем у мальчиком.

В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями.

Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуализации обучения.

У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметна незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12 – 15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично.

В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы.

Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый – 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.

Подростковый возраст – это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных способностей (табл. 3.5).

У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.

Таблица 3.5 Темпы прироста различных двигательных способностей у детей среднего школьного возраста (%)

ДвигательныеспособностиСреднегодовойприростОбщийприрост
МальчикиДевочкиМальчикиДевочки
Скоростные3,92,915,411,5
Силовые15,818,479,092,0
Общая выносливость3,32,113,08,4
Скоростная выносливость4,11,016,44,0
Силовая выносливость9,43,337,513,1

В этот период происходит рост самосознания ребёнка, осуществляется переход от конкретного способа мышления к абстрактному. Быстро развивается вторая сигнальная система.

(Вторая сигнальная система — специальный тип высшей нервной деятельности человека, система «сигналов сигналов», идущих от общего (но не одинакового) с животными первой сигнальной системы — ощущений, представлений, относящихся к окружающему миру.

Речь, как вторая сигнальная система, как семиотическая система значимостей— это «идущие в кору от речевых органов есть вторые сигналы, сигналы сигналов.

Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше лишнее, специально человеческое, высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а, наконец, и науку — орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в самом себе». И. П. Павлов (1932) ).

Возрастает ее роль в образовании новых условных рефлексов и навыков. Усиливается степень концентрации процессов возбуждения и торможения. При этом тормозящая функция коры больших полушарий головного мозга становится все более эффективной, возрастает ее контроль над эмоциональными реакциями.

Подросток приобретает способность к сознательному торможению того или иного полупроизвольного действия. При этом его внушаемость уменьшается, а неуравновешенность и эмоциональность возрастают. Все это проявляется в резких сменах настроения, конфликтах с воспитателями, родителями и другими взрослыми. Именно поэтому подростки часто бывают или «очень хорошими детьми», или «очень плохими детьми», а для разных людей – и теми, и другими одновременно.

При действии сверхсильных или монотонных раздражителей у подростков развивается резко выраженное запредельное торможение, что следует учитывать при выполнении детьми этого возраста нагрузок, связанных с проявлением выносливости, и разнообразить виды нагрузок.

Задачи физического воспитания

1) содействовать гармоничному физическому развитию, закреплению навыков правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитанию ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения правил личной гигиены;

2) осуществлять дальнейшее обучение основам базовых видов двигательных действий (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка, плавание);

3) продолжать развитие двигательных способностей;

4) формировать основы знаний о личной гигиене, о влияния занятий физическими упражнениями на основные системы организма;

5) развивать волевые и нравственные качества;

6) вырабатывать представления о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

7) углублять представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий и оказании первой помощи при травмах;

8) воспитывать привычки к самостоятельным занятиям в свободное время физическими упражнениями, избранными видами спорта;

9) вырабатывать организаторские навыки проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

10) формировать умения адекватной оценки собственных физических возможностей;

11) воспитывать инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, дисциплинированность, чувство ответственности;

12) содействовать развитию психических процессов и обучению основам психической саморегуляции.

Особенности методики физического воспитания

Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста является углубленное обучение базовым видам двигательных дей­ствий (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание).

В подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные различия детей, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии двигательных способностей.

В этой связи для группы школьников и отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений.

Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты.

https://www.youtube.com/watch?v=Gi6MS2zZSZUu0026t=502s

При выборе средств и методов, используемых на занятиях; необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности учащихся.

Соотношение практических методов (игрового, строго регламентированного упражнения) примерно равное.

Физическая активность подростка реализуется, прежде всего, в организованных формах – на уроках физкультуры, физкультпаузах, во время активного отдыха, турпохода и т.п.

Значительная часть подростков занимается в спортивных секциях. Для всех остальных обязательны ежедневная утренняя зарядка и еженедельные двух – трехразовые самостоятельные тренировки.

Общая продолжительность занятий 70 – 90 мин.

Независимо от формы занятий существенным элементом физической подготовки подростков являются соревновательные нагрузки, участие в различных состязаниях.

Следует максимально использовать потребность детей среднего возраста в состязаниях, предоставлять им широкие возможности помериться силами со спортивными соперниками. Виды соревнований желательно разнообразить с тем, чтобы предоставить ребенку как можно больше шансов на успех.

Контрольные качественные показатели уровня физической культуры подростка (В.К. Бальсевич, 2000):

1. Знание основных правил тренировки и умение применять их при организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.

2. Знание основных правил, приемов и методов самоконтроля и умение применять их при занятиях физическими упражнениями.

3. Разносторонняя физическая подготовленность на уровне возрастных нормативов.

4. Систематическая физическая активность.

5. Устойчивая привычка к ежедневным занятиям физическими упражнениями в различных формах.

6. Осведомленность о текущих спортивных событиях в городе, стране, за рубежом.

7. Знание не менее 200 упражнений (видов нагрузок) скоростного и скоростно-силового характера.

Таблицы веса и роста ребенка по месяцам и по годам. Для мальчиков и для девочек

Масса тела (мальчики) - возрастные особенности физического развития ребенка

Рост и вес ребенка являются основными показателями его физического развития. Именно поэтому сразу после рождения малыша обязательно измеряют массу его тела и длину туловища и продолжают ежедневно взвешиваться в одно и то же время вплоть до выписки из роддома.

Существует множество факторов, влияющих на физическое развитие ребенка, например:

  • наследственность (не стоит ожидать у невысоких родителей сына-баскетболиста)
  • питание (ни для кого не секрет, что при дефиците питательных веществ, витаминов и минералов замедляется рост и развитие ребенка)
  • физические нагрузки (например занятия теннисом, волейболом, баскетболом способствуют увеличению роста)
  • здоровье ребенка (дети, имеющие хронические заболевания зачастую отстают в физическом развитии от своих сверстников)
  • психологическая ситуация в семье, в школе, недостаток сна и т.д.

Как понять, что является нормой?

Всероссийской организацией здравоохранения рекомендованы специальные таблицы соответствия роста и веса детей, или как их называют, центильные таблицы.

При каждом осмотре педиатр измеряет рост и вес ребенка, сравнивает полученные значения с нормативными показателями.

Такие таблицы позволяют выявить явные патологии, для более точного анализа врач рассчитывает дополнительные показатели по специальным формулам.

Таблица веса и роста грудного ребенка по месяцам (до 1 года)

В таблице представлены усредненные значения роста и веса грудных детей (возрастом до 1 года) по месяцам для мальчиков и девочек.

ВозрастДевочкиМальчики
Вес, кгРост, смВес, кгРост, кг
Новорожденные3,33 ± 0,4449,50 ± 1,633,53 ± 0,4550,43 ± 1,89
1 месяц4,15 ± 0,5453,51 ± 2,134,32 ± 0,6454,53 ± 2,32
2 месяца5,01 ± 0,5656,95 ± 2,185,29 ± 0,7657,71 ± 2,48
3 месяца6,07 ± 0,5860,25 ± 2,096,26 ± 0,7261,30 ± 2,41
4 месяца6,55 ± 0,7962,15 ± 2,496,87 ± 0,7463,79 ± 2,68
5 месяцев7,38 ± 0,9663,98 ± 2,497,82 ± 0,8066,92 ± 1,99
6 месяцев7,97 ± 0,9266,60 ± 2,448,77 ± 0,7867,95 ± 2,21
7 месяцев8,25 ± 0,9567,44 ± 2,648,92 ± 1,1169,56 ± 2,61
8 месяцев8,35 ± 1,1069,84 ± 2,079,46 ± 0,9871,17 ± 2,24
9 месяцев9,28 ± 1,0170,69 ± 2,219,89 ± 1,1872,84 ± 2,71
10 месяцев9,52 ± 1,3572,11 ± 2,8610,35 ± 1,1273,91 ± 2,65
11 месяцев9,80 ± 0,8073,60 ± 2,7310,47 ± 0,9874,90 ± 2,55
12 месяцев10,04 ± 1,1674,78 ± 2,5410,66 ± 1,2175,78 ± 2,79

Таблица веса и роста ребенка по годам (от 1 до 18 лет)

В таблице представлены усредненные значения роста и веса ребенка по годам в возрасте от 1 до 18 лет для мальчиков и девочек.

ВозрастДевочкиМальчики
Вес, кгРост, смВес, кгРост, кг
1 год 3 месяца10,52 ± 1,2776,97 ± 3,0011,40 ± 1,3079,45 ± 3,56
1 год 6 месяцев11,40 ± 1,1280,80 ± 2,9811,80 ± 1,1881,73 ± 3,34
1 год 9 месяцев12,27 ± 1,3783,75 ± 3,5712,67 ± 1,4184,51 ± 2,85
2 года12,63 ± 1,7686,13 ± 3,8713,04 ± 1,2388,27 ± 3,70
2 года 6 месяцев13,93 ± 1,6091,20 ± 4,2813,96 ± 1,2781,85 ± 3,78
3 года14,85 ± 1,5397,27 ± 3,7814,95 ± 1,6895,72 ± 3,68
4 года16,02 ± 2,30100,56 ± 5,7617,14 ± 2,18102,44 ± 4,74
5 лет18,48 ± 2,44109,00 ± 4,7219,70 ± 3,02110,40 ± 5,14
6 лет21,34 ± 3,14115,70 ± 4,3221,9 ± 3,20115,98 ± 5,51
7 лет24,66 ± 4,08123,60 ± 5,5024,92 ± 4,44123,88 ± 5,40
8 лет27,48 ± 4,92129,00 ± 5,4827,86 ± 4,72129,74 ± 5,70
9 лет31,02 ± 5,92136,96 ± 6,1030,60 ± 5,86134,64 ± 6,12
10 лет34,32 ± 6,40140,30 ± 6,3033,76 ± 5,26140,33 ± 5,60
11 лет37,40 ± 7,06144,58 ± 7,0835,44 ± 6,64143,38 ± 5,72
12 лет44,05 ± 7,48152,81 ± 7,0141,25 ± 7,40150,05 ± 6,40
13 лет48,70 ± 9,16156,85 ± 6,2045,85 ± 8,26156,65 ± 8,00
14 лет51,32 ± 7,30160,86 ± 6,3651,18 ± 7,34162,62 ± 7,34
15 лет56,65 ± 9,85161,80 ± 7,4056,50 ± 13,50168,10 ± 9,50
16 лет58,00 ± 9,60162,70 ± 7,5062,40 ± 14,10172,60 ± 9,40
17 лет58,60 ± 9,40163,10 ± 7,3067,35 ± 12,75176,30 ± 9,70

Отклонения веса или роста от табличных значений

Не нужно при минимальном расхождении с указанными значениями в таблице, паниковать, и вот почему:

  1. Прежде всего, таблицы роста и веса ребёнка содержат эталонные показатели, то каким в идеале должен быть вес и рост ребёнка, без учёта множества других факторов. Иногда родители недоношенных малышей ошибочно используют для сравнения стандартную таблицу, в то время как для оценки развития детей, рожденных раньше срока, существуют специальные таблицы.
  2. Темп роста и набора веса для каждого ребенка уникален. В первый год жизни детки развиваются скачками. Например, в период введения прикорма вес малыша может не дотягивать до “нормы” из-за адаптации к новому виду пищи, а не из-за патологии.

Это не означает, что отклонения от нормы нужно игнорировать, но лучше расценивать их как повод обратить внимание и проконсультироваться со специалистом с целью выявить возможные проблемы со здоровьем, либо убедиться, что их нет.

С чем могут быть связаны явные отклонения от нормы?

Ранее речь шла о незначительных отклонениях от нормы и о том, что не нужно пугаться, если ваш ребенок растет и набирает вес не строго по таблице. Но что делать, если значения существенного вышли за границы допустимых параметров, либо находятся на стыке нормы и патологии?

Причины возможных отклонений можно разделить на две группы::

1. Неэндокринные:

  • Конституциональная задержка роста. Или по-другому, синдром позднего пубертата. Один из вариантов нормы, когда пубертатный скачок наступает позже, чем у остальных детей.
  • Семейная низкорослость. Имеет наследственную предрасположенность, в семье таких детей имеются родственники с низким ростом. Задержка роста проявляется с раннего детства.
  • Недоношенность, внутриутробные и послеродовые травмы.
  • Генетические синдромы. Как правило, имеют множество клинических проявлений, одним из которых является отставание в росте.
  • Хронические заболевания сердечно-сосудистой, бронхолегочной систем, желудочно-кишечного тракта, а также анемия.
  • Голодание.
  • Прием некоторых лекарственных препаратов.

2. Эндокринные:

  • Недостаточность гормона роста. Биологически активного вещества, который является главным регулятором процесса роста после 2 лет.
  • Недостаток гормонов щитовидной железы. Чаще врожденного характера, клинически характеризуется задержкой физического и интеллектуального развития с рождения.
  • Сахарный диабет 1 типа. Заболевание, при котором вследствие дефицита инсулина нарушено поступление глюкозы в клетки организма, т.н. «голодание» клеток, в итоге темпы роста замедляются.
  • Болезнь (или синдром) Иценко-Кушинга. ри этом повышена продукция гормонов коры надпочечников — глюкокортикоидов, которые в больших дозах приводят нарушению секреции гормона роста.
  • Рахит. Недостаток витамина Д приводит к разрушению костей и деформациям скелета, что в свою очередь проявляется в том числе и уменьшением роста.
  • Другие редкие нарушения эндокринной системы.

Как видите, причин достаточно много.

При задержке роста ребенка родители должны обратиться к врачу для выявления причин низкорослости и своевременной ее коррекции.

К какому специалисту стоит обратиться? Для начала, следует записаться к педиатру. Также в большинстве случаев требуется консультация детского эндокринолога.

Помните, что для нормального роста ребенка необходимо полноценное, сбалансированное питание с достаточным количеством витаминов и микроэлементов, а также дозированные физические нагрузки.

Знай об организме
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: