Как человек принимает решения — о психиатрии и психоанализе — познай себя

Психоанализ возможности и лечение. Современные методики

Как человек принимает решения - о психиатрии и психоанализе - познай себя

Психоанализ и его возможности, вопреки распространённого мнения, достаточно ограничены и во многом зависят от существующей проблемы и индивидуальных параметров.

Психоанализ основывается на психической сфере человека: подсознании, сознании и сверхсознании.

Что такое психоанализ

Известная и влиятельная психологическая теория (первая фундаментальная модель) была выдвинута австрийским неврологом и психологом Зигмундом Фрейдом в конце XIX — начале XX века.

Психоанализ, метод лечения психических расстройств, обоснованный психоаналитической теорией, которая подчеркивает бессознательные психические процессы и иногда описывается как «глубинная психология».

Психоаналитическое движение зародилось в клинических наблюдениях и формулировках австрийского психиатра Зигмунда Фрейда, который ввел термин психоанализ . В течение 1890-х годов Фрейд работал с австрийским врачом и физиологом Йозефом Брейером исследуя невротических пациентов под гипнозом.

Фрейд и Брейер заметили, что, когда источники идей и импульсов пациентов были доведены до сознания во время гипнотического состояния, у  некоторых пациентов наблюдались некоторые улучшения.

Теория базируется на том, что мотивация поведения не является очевидной и практически не осознается. Все защитные механизмы предназначены для адаптации субъектов к внутренней реальности и внешней среде. При нарушениях психики привычные методы иногда становятся причиной серьезных психопсихологических проблем.

Понятие психоанализа

  • Сопротивление — трудности выведения в сознание вытесняемого материала. Имеет отношение к защитным механизмам психики. Выражается отказом пациента от продолжения лечения.
  • Перенос — неосознанное воспроизведение раннего опыта отношений. Протекает в позитивной или негативной форме.

Психоанализ представляет собой терапию, в ходе которой происходит разбор материала.

Он разбивается на последовательные процедуры: конфронтацию (привлечение внимания к определенному факту), прояснение (помещение факта в контекст иных событий), интерпретацию (превращение неосознанного в осознанное) и проработку (понимание себя «нового» в повседневной жизни).

Психоанализ в практике

Эмоциональное переучивание происходит постепенно. Пациенты со временем начинают думать по-новому, чувствовать и воспринимать себя по-другому, в соответствии с полученными навыками мышления.

Заметив, что большинство пациентов способны свободно разговаривать, не находясь под гипнозом, Фрейд разработал технику свободной ассоциации идей.

Пациенту предлагалось говорить все, что приходило в голову, независимо от предполагаемой релевантности или уместности.

Отмечая, что пациентам иногда трудно создавать свободные ассоциации, Фрейд пришел к выводу, что определенные болезненные переживания подавлялись или удерживались от сознательного осознания.

Фрейд отметил, что у большинства пациентов, наблюдаемых во время его ранней практики, наиболее часто подавляемые события были связаны с тревожными сексуальными переживаниями. Таким образом, он предположил, что тревога является следствием подавленной энергии ( либидо), который привязан к сексуальности.

Подавленная энергия находила выражение в различных симптомах, которые служили психологическими защитными механизмами.

Позже Фрейд и его последователи расширили концепцию тревоги, включив в нее чувства страха, вины и стыда, являющиеся следствием фантазий об агрессии и враждебности, а также страха одиночества, вызванного разлукой с человеком, от которого зависит пациент.

Психоанализ сновидений

Техника свободных ассоциаций Фрейда дала ему инструмент для изучения значений снов, оговорок, забывчивости и других ошибок в повседневной жизни. Эти исследования привели его к новой концепции структуры личности: id , эго и суперэго .

Id — это бессознательный резервуар побуждений и импульсов, происходящих из генетического фона и связанных с сохранением и продолжением жизни. Эго, согласно Фрейду, действует на сознательном и предсознательном уровнях осознания. Это часть личности, занимающаяся задачами реальности: восприятием , познанием и исполнительными действиями.

Суперэго — это идеалы и ценности человека, извлеченные из окружающей среды, а также нравы семьи и общества. Суперэго служит цензором функций эго.

Развитие психоанализа

Во фрейдистских рамках конфликты между тремя структурами личности подавляются и приводят к возбуждению тревоги.

Человек защищен от переживания тревоги непосредственно благодаря развитию защитных механизмов, которые усваиваются благодаря семейным и культурным влияниям. Эти механизмы становятся патологическими, когда они препятствуют желаниям самоутверждения в обществе.

Существование этих паттернов адаптации или механизмов защиты количественно, но не качественно различается в зависимости от психотического и невротического состояния.

Фрейд считал, что эмоциональная привязанность пациента к психоаналитику представляет собой перенос отношений пациента к родителям или важным родительским фигурам.

Фрейд считал, что эти сильные чувства, бессознательно проецируемые на аналитика, влияют на способность пациента создавать свободные ассоциации. Объективно рассматривая эти реакции и вызванные ими сопротивления.

Он заставлял пациента анализировать происхождение этих чувств, Фрейд пришел к выводу, что анализ переноса и сопротивление пациента его анализу являются краеугольными камнями психоаналитической терапии.

За XX век произошли значительные изменения в психоанализе. Методика значительно расширила круг пациентов, которым она может принести пользу. Были разработаны новые модели психоанализа и психотерапии с другими временными и организационными рамками.

Когда используется психоанализ

Не смотря на то, что психоанализ является достаточно действенным терапевтическим методом, он далеко не всем может быть рекомендован. Кроме того, в качестве монотерапии он часто представляет угрозу для психического состояния человека.

Это связано с такими факторами как реальное состояние психики человека и индивидуальные особенности развития нервной системы. Сам З.Фрейд отмечал, что психоанализ может быть эффективен не для всех пациентов и он должен проводиться в комплексе с основным лечением.

Фрейд подчёркивал, что вводить психоанализ в терапию необходимо на этапе выздоровления пациента и с предварительной психотерапевтической подготовкой.

Вывод. Психоанализ необходимо использовать крайне осторожно и выборочно. Пациенты должны быть отобраны врачом психиатром и получать основное лечение. Эта методика должна сочетаться с медикаментозной терапией.

Помощь психиатра, психолога, лечение и профилактика телефон в Москве: +7 495 135-01-09

Статья №3: Лечит ли психоанализ? Психотерапия как эффект анализа

Как человек принимает решения - о психиатрии и психоанализе - познай себя

Мифы и предрассудки о психоанализе

Почти все, кто о психоанализе лишь слышал или читал, искренне уверены, что личный анализ – это на много лет, если не на всю жизнь. А еще это дорого и без всякой гарантии результатов. Возмутительно.

К тому же образ психоанализа в массовой культуре часто анекдотичен, а порой и связан с манипуляциями.

Но разве к психотерапевтам идут не за помощью в насущных, сейчас беспокоящих проблем? Concepture отвечает на вопросы о лечении в психоанализе.

Любое суждение о том, чего не знаешь и не пробовал, по определению служит лишь профанации и суевериям. И клише о «дорого, долго и без результата» – это классический пример полуправды.

Однако психоанализ – действительно специфическое предприятие, отличающееся, как мы уже выяснили, от психологии и медицины.

Поэтому давайте разберемся с тем откуда взялись подобные стереотипы, ведь дыма без огня не бывает?

Уход от модели врача

Еще до создания психоанализа Фрейд своим отказом от популярных на тот момент методик, таких как гипноз и катартический метод, совершает серьезный концептуальный выбор. Он переосмысливает отношения между знанием, техникой работы и этикой психотерапевта.

И тогда, и в наше время считается, что врач может помочь пациенту, потому что он что-то знает о проблемах и механизмах их создающих.

Это знание занимает наиболее важное место в позиции лечащего, а поскольку он не только лечит, но и общается с другим человеком, то знание стоит дополнить нормами морали, а по сути: этикетом взаимодействия врача и пациента.

Однако бессознательное – это «черный ящик», и у психотерапевта нет никаких способов посмотреть «как там на самом деле всё устроено», к тому же оно еще и сопротивляется.

Фрейд отказался от гипноза как раз потому, что это слишком большая власть над другим человеком при полном незнании что именно является причиной проблем.

Врач, дающий «лечебные» установки пациенту в гипнотическом состоянии, попросту занимается стрельбой наугад.

«Всякий начинающий заниматься психоанализом боится прежде всего трудностей, ожидающих его при толковании мыслей пациента … Но ему предстоит скоро убедиться в незначительности этих трудностей и вместо этого понять, что единственные и серьезные трудности вытекают из необходимости овладеть переносом».З.Фрейд

Поэтому психоаналитик по мысли Фрейда начинается не со знания, а с этической позиции – по отношению к клиенту и, что очень важно, самому бессознательному.

Уже в ранних психоаналитических работах он постоянно повторяет: расшифровывать и анализировать чужие содержания – это не такая большая сложность, как умение распознавать и учитывать перенос.

То есть отношение или этика аналитика важнее и труднее, чем усвоение психоаналитической теории.

По сути Фрейд обнаружил, что одним из способов хоть как-то анализировать и влиять на бессознательное другого человека не вслепую – это серьезно и уважительно отнестись к материалу бессознательного происхождения.

То есть ко снам, оговоркам, свободным ассоциациям и особенно к симптомам клиента. Здесь мы и обнаруживаем ощутимое расхождение логики психоанализа и логики лечения в психиатрии и психотерапии.

Психоанализ признает симптом, видя в нем работу субъекта, который уже что-то изобрел, чтобы решить свои внутренние проблемы.

Пусть это решение и не самое удачное, т.к. порой приносит страдание, но и это достойно признания и уважения. То есть в симптоме, каким бы болезненным он ни был, стоит увидеть автора с его неповторимым стилем.

Психотерапия же видит в симптоме лишь проблему, которую нужно поскорее устранить или купировать.

Поэтому понимание термина «симптом» в психоаналитической клинике и в клинической психологии со временем станет значительно расходиться.

Позиция аналитика

Исходя из этого и строится работа аналитика: он работает с тем материалом, который приносит клиент, а значит, от него в очень малой степени зависит скорость анализа.

Кто побывал в анализе, хорошо знает, что он движется по какой-то своей траектории, и иногда «прогресс» происходит очень быстро, а иногда – совсем наоборот.

Это зависит лишь от субъекта, от его способности услышать и принять то, что находится в его собственном бессознательном.

Психоаналитик помогает на этом пути, но не может пройти его за вас. Кстати, именно этим подкупают многие современные пси-практики, обещающие быстрый эффект: вы почти ничего не делаете сами, приходит сантехник человеческих душ и наводит порядок. Остается лишь вопрос: годится ли вам такой порядок?

Фрейд вырабатывает позицию, которую можно назвать этической нейтральностью психоаналитика. Суть ее не только в уважении к симптому и стоящему за ним субъекту, но и в приостановке собственных мнений и эмоциональных реакций.

Там, где мораль осуждает человека за некоторые его желания, психоанализ начинает свою работу с признания данности («да, у вас такое желание»), чтобы дать шанс человеку что-то сделать с этим.

Принимать то, что есть, не сбегая сразу же в свои воображаемые конструкции о том, как должно быть – это на самом деле довольно сложно, потому и требует особой подготовки от аналитика.

«Психоанализ это царство речи, другого лекарства нет».Ж.Лакан

Психоанализ не лечит, он анализирует. А анализ в свою очередь дает эффекты, один из которых может оказаться «излечением», «ослаблением симптома» или «чувством, что у меня все хорошо и я больше не нуждаюсь в анализе». Жак Лакан будет с жаром настаивать на этой идее, т.к., по его мнению, идеал лечения скорее мешает работе психоаналитика.

Во-первых, потому что высок риск, что под маской излечения психоаналитик начнет неявно навязывать клиенту свои представления о здоровье и благополучии.

И во-вторых, потому что психоанализ не предполагает «восстановления», т.е. возврата к некому ранее существовавшему «здоровому» состоянию. В ходе анализа можно прийти лишь к новому состоянию, в котором есть работающее знание о самом себе. А это значит, стать другим человеком взамен того, что был прежде и не обладал знанием.

Жак-Ален Миллер добавит к этому еще одно замечание: психоанализ цивилизует (фр. civiliser – цивилизовать, просвещать). И на уровне общества, в котором существует психоанализ, и на уровне индивидов, проходящих свой анализ, психоанализ способствует смягчению нравов.

Вместе с пониманием своих внутренних особенностей приходят терпимость к другим, облагороженность аффектов и уменьшение фрустрации, особенно по поводу общества и его инстанций. Можно сказать, что в анализе создаются условия для самовоспитания субъекта, или как однажды скажет Фрейд – «довоспитания».

А никто иной и не может перевоспитать взрослого человека.

Психоаналитик может помочь в этом именно потому, что сам является продуктом своего анализа, он – тот, кто уже обрел некоторое знание о своем бессознательном желании.

Все наши детские фантазии и трудности всегда с нами, ибо бессознательное не знает времени.

Единственный способ стать взрослее не на уровне масок и привычек, а на уровне выборов, действий и ощущений – проработать свою личную историю, обнаружив и поняв скрытые механизмы, влияющие на вашу жизнь.

Резюмируем: психоанализ не направлен на лечение или избавление от проблем, он направлен на самопознание и самоизменение, которые позволяют либо освободиться от страдания, либо изменить к нему отношение. Однако всё это предполагает высокие требования и к аналитикам, и к самим субъектам, идущим в анализ, о чем мы и поговорим в следующей статье.

  1. Зигмунд Фрейд «Введение в психоанализ».
  2. Darian Leader«Introducing Lacan»
  3. Жан-Мишель Кинодо«Читая Фрейда. Изучение трудов Фрейда в хронологической перспективе»
  4. Колетт Солер«Парадоксы симптома в психоанализе»
  5. Виктор Мазин «Введение в Лакана»

Психоаналитики и психотерапевты о психоанализе

Как человек принимает решения - о психиатрии и психоанализе - познай себя

«Попытка отчуждения», погружение в неизвестность, вот что такое психоанализ – мы не обращаемся к нему ни для того, чтобы «все сказать» и не для того, чтобы «не хотеть сказать», а чтобы говорить о том, что мы не знаем… — это является возможной авантюрой лишь в той мере, в какой мы уверены, что стоим хотя бы одной ногой на земле. Движение относительно и оно имеет смысл только в той мере, в какой оно приведено к неподвижной точке.

Еще..

«Случается, что на фоне отчаяния единственное,
что может предложить аналитик, это пунктуальность» — Д. Винникотт.

Жак Андре

Не пытаясь дать абсолютно точного определения психоанализа, скажем, что оно включает в себя три элемента: во первых это теория психического функционирования, во вторых это метод который позволяет обнаруживать психические феномены, и в третьих, это метод лечения …

Поль Израэль

Психоанализ – есть способ мыслить человеческий психизм от общей теории его [психизма] функционирования, до выбора терапевтического отношения, сущность которого можно сформулировать в пяти пунктах:

1) Влечения

Психическая жизнь неотделима от биологического основания. В психоаналитической теории, подобный фундамент осмысляется в понятиях влечений, – термина, который отсылает [нас] к инстинктам, что доминируют в психической жизни приматов.

Подобная позиция все же отличается от современного направления нейронаук (без исключения оного), выражающегося в поиске той или иной мозговой структуры или нейропсихологической последовательности [простых элементов], кои могут обнаружиться в основании того или иного симптома или психической операции; оная [позиция] «фундаментальна» [и] в том [ещё] смысле, что общие законы живой материи, как они реализуются у высших приматов, должны присутствовать в разработках, конструируемых нами относительно психического функционирования [человека].

2) Принцип удовольствия

Из-за факта их отношений с жизнью влечений, продукты психической жизни, включая симптомы, представляющие формы удовлетворения в самом элементарном смысле слова, любое ощущение или инстинктивное давление (всякое движение влечения) не перестаёт стремиться к своему ослаблению – каковы бы не были, между тем, степень страдания или дезадаптации, кои могут из них проистекать. Вся комплексность данного понятия удовлетворения у человеческого существа измеряется в психоаналитической теории через разницу между удовольствием и наслаждением и более того благодаря учёту саморазрушительных и смертоносных тенденций психической жизни.

3) Психический конфликт

Продукты психической жизни, включая симптомы, проистекают из конфликтов и представляют собой, таким образом, компромисс между главными противостоящими тенденциями, кои касаются экзистенциальных вопросов, пронизывающих весь человеческий психизм (разница между существами, поколениями и полами, вопросы уникальности и идентичности). Подобный подход подразумевает то, что «нормальное» и «патологическое» располагаются с психоаналитической точки зрения на континууме; психическая болезнь не создает ничего оригинального и представляет лишь одну из множества форм в коих организуются, кристаллизуются тенденции и материи уже существующие.

4) Человеческий объект

Человеческий психизм конструируется в контакте с другими человеческими психизмами, без которых весьма сомнительно, что человеческое существо сможет преодолеть свою первичную животную обусловленность.

Из этого факта следует, что первые человеческие существа, которые сопровождают [человека] в развитии (понятия первичного объекта, другого, контейнера в разных теоретических моделях) играют решающую роль в придании формы и в символизации пережитого опыта, будь то опыт внутренний (исходящий из жизни организма) или внешний (исходящий из отношений с миром).

Таким образом человеческий психизм – есть продукт встречи «сырой» биологической материи, ищущей возможности своей «психизации» и людей, которые одалживают свой собственный психический аппарат для конструирования нового психизма.

Следовательно, продукты человеческого психизма, включая симптомы, могут быть поняты и подвергнуты [психической] работе, через отношения с другим (понятие переноса) в реактивации следов похожей работы, лицом к похожему опыту, пережитому [там] тогда в начале психической жизни.

5) Историчность и смысл

Имея как данность измерение историчности, человеческий психизм исходно стремится создавать связи между прошлым и настоящим, между опытом и идеями, и следовательно придавать смысл и значение, исходящие из истории, явлениям, которые воздействуют на его [человека] жизнь сегодня; такая естественная склонность характерна как для индивида так и для человеческих групп, начиная с самых древних организаций (традиция, передача, идентичность). Если психоанализ предлагает способ постижения этих смыслов «Психоанализ являлся прежде всего искусством интерпретации» — писал З. Фройд [1920], то не менее верно и то, что человеческая психика непроизвольно стремится придавать (находить, открывать) смысл в пережитом опыте, [и] этот «поиск смысла» предстает как главная особенность человеческого разума. И если [даже] эти смыслы не оказываются «этиологиями» в биомедицинском смысле слова, тем не менее они представляют собой «психические причинности», которые присутствуют в том способе, которым прорабатывается опыт и, в конце концов, проживаются как немедленно, так и в последействии.

Из учебника по клинической психиатрии и психопатологии взрослого
под редакцией Вассилиса Капсамбелиса.

Перевод с французского Игоря Сидорова-Моисеева.

Попытаемся ответить, что такое психоанализ? Психоанализ это, прежде всего, метод лечения и в настоящее время почти все психоаналитики являются врачами.

Они пытаются снять симптомы пациента, освободив его от ненужных сомнений, неоправданного чувства вины, мучительных самообвинений, ложных суждений и неразумных порывов.

Психоанализ — это метод лечения психических заболеваний, путем выявления и анализа вытесненных, травмирующих переживаний, неисполненных желаний, повторяющихся паттернов поведения.

Наблюдения и представления психоаналитической работы можно использовать пытаясь предсказать человеческое поведение и исход человеческих отношений, таких как брак, социальные отношения и отношения между родителями и детьми.

Процесс психоанализа, состоящий в изучении и реорганизации личности, делается для того, чтобы индивид мог хранить свои напряжения благоразумнее и с наименьшими затруднениями, пока не придет время их снять, а если снятие напряжений дозволено или требуется ситуацией, мог бы выражать их свободно и без чувства вины. Психоанализ стремится к этим целям, изучая напряжения бессознательного, открывая пути снятия напряжений, когда это осуществимо, и приводя их под контроль сознания.

Чтобы полностью провести этот процесс, он должен длиться, по меньшей мере, год и составлять 2 — 4 сеанса в неделю продолжительностью около часа. Полный психоанализ — всегда продолжительный процесс.

Надо сделать бессознательное сознательным. Для этого пациент укладывается обычно на кушетку, а аналитик садится у него в голове, чтобы быть вне поля зрения.

Благодаря этому психика пациента может работать не отвлекаясь: он не видит лица врача, его не тревожат возможные реакции врача на то, что он говорит.

Поток его мыслей не нарушается, так как, если бы он знал, что понравилось или не понравилось аналитику, то стал бы, как правило, регулировать свои высказывания в соответствии с этим.

Применяется так называемый метод свободных ассоциаций.

Это значит, что свободное выражение свободного течения представлений не сдерживается и не меняется обычной цензурой сознания: сознанием, идеалом эго (вежливость, стыд, самоуважение), сознательной совестью (религия, воспитание и другие принципы) и сознательным эго (чувство порядка, проверка действительности, сознательное стремление к выгоде). Дело в том, что для аналитика важнее всего как раз те вещи, о которых пациент не стал бы говорить. Именно те предметы, которые кажутся пациенту неприличными, грубыми, несущественными, надоедливыми, тривиальными или нелепыми, часто привлекают особое внимание аналитика.

Еще..

Что происходит во время психоанализа?

Во время анализа пациент склонен постепенно нагружать образ аналитика энергией неудовлетворенных желаний подсознательного, накопившейся у него с младенческих лет. Когда она сосредотачивается на одном образе, ее можно изучить и перераспределить, а напряжения можно отчасти снять, анализируя образ аналитика, сложившийся у пациента.

На обычном языке это означает, что у пациента может вскоре сложиться весьма эмоциональное отношение к аналитику. Поскольку в действительности он знает о враче очень мало, то должен вести и чувствовать себя в соответствии с образом, созданным им самим. Аналитик в течение всего лечения остается нейтральным, представляя собой для пациента немногим более чем руководящий голос.

Поскольку нет разумных оснований любить или ненавидеть нейтральную личность, чувства, бурлящие вокруг образа аналитика, должны быть вызваны не им, а другими людьми. Пациент использует аналитика с его согласия и под его наблюдением в качестве «козла отпущения» за напряжения, которые он не может разрядить на отсутствующие объекты.

Он переносит свое либидо (любовь) и мортидо (агрессию) с этих объектов на образ психоаналитика. По этой причине установка пациента по отношению к аналитику называется переносом.

Можно выразить это иначе: в течение анализа пациент пытается в некотором смысле завершить неоконченные дела своего детства, используя психоаналитика в качестве заместителя своих родителей с тем, чтобы в дальнейшем посвятить большую часть своей энергии делам взрослого человека.

Конечно, попытка эта никогда полностью не удается. Пациенту приходится сдать свои оборонительные укрепления, старательно воздвигнутые на протяжении долгих лет, и встретиться в открытой схватке с неприятными и неприемлемыми импульсами своего подсознательного.

Он готов пойти на это ради выздоровления, из-за денег, которые он платит, и ради одобрения аналитика. Иногда это неловкое, горестное и мучительное переживание, в других же случаях — инфантильное безразличие или уютное безопасное общение с врачом.

Такое ощущение уюта в сочетании с подсознательным, а позднее и сознательным нежеланием пациента расстаться со своими «старыми друзьями» — своими симптомами, вниманием людей и другими выгодами, которые он может из них извлекать, проявляется как сопротивление анализу.

Как только возникает такое нежелание, аналитику приходится посвятить ему немало внимания, иначе психоанализ никогда не приведет к цели.

Аналитик стремится не просто назвать эмоции, но и изменить их. Это лечение словами, поскольку это наилучший способ, которым пациент может выразить свои чувства перед самим собой и перед врачом.

Если он выражает их другими способами, например жестами и движениями, то слова остаются все же наилучшим путем разъяснить их смысл и происхождение.

При этом важны чувства и что с ними происходит, а вовсе не ученые слова, служащие для их описания.

Кто должен подвергнуться психоанализу?

Первоначально психоанализ был разработан главным образом для лечения неврозов. Со временем обнаружилось, что он приносит пользу не только очевидным невротикам, но и многим другим. Что касается «нормальных» людей, то они подвергаются психоанализу сплошь и рядом.

Еще..

По материалам книги Э. Берна
«Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных»

См. также В. Лейбин «Классический психоанализ: знания о функционировании психики».

раздел «Обучение»  

Что такое психоанализ? Главные особенности в психоанализе

Как человек принимает решения - о психиатрии и психоанализе - познай себя

Психоанализ представляет собой психологическую теорию, которая была разработана и обоснована известными австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом. Также психоанализом называют метод лечения различных психических расстройств, который основан на одноимённой теории Фрейда.

Психоанализ и его основные положения

Психоанализ основывается на целом ряде отдельных положений, некоторые из которых были длительный период времени критикуем многими известными психологами и другими экспертами.

Родилось это учение на рубеже XIX и XX веков и сразу нашло поддержку в широких научных кругах.

Как оказалось, идеи Зигмунда Фрейда помогли найти ответы на многие сложные вопросы не только психологии и психиатрии, но и других наук о человеке – антропологии, социологии, культурологии.

Правда, и критиков теории Фрейда было не меньше, чем его восторженных последователей. В том числе и потому, что слишком много человеческих проблем Зигмунд Фрейд связывал с неудовлетворенными сексуальными влечениями.

Сегодня, современный психоанализ значительно шире первоначальных теорий его основателя. Уже ближайшие ученики и соратники Фрейда такие, как Карл Юнг, Карен Хорни, Альфред Адлер, Эрик Фромм и другие внесли много нового в учение своего предшественника.

Главные положения в психоанализе:

Каждый из последователей психоанализа позже, хоть немного, но вносил что-то свое в новое направление, так что на сегодняшний день мы имеем множество положений теории личности, в каждой из которых просматривается влияние основателя психоанализа:

  • Поведение человека, его опыт и познания во многом обуславливаются различными иррациональными и внутренними влечениями;
  • В большинстве своём влечение определяющие поведение, опыт и познание личности бессознательны;
  • Если человек предпринимает попытки осознать эти влечения, то это вызывает психологическое сопротивление организма, что выражается в виде определённых защитных механизмов;
  • Развитие человека зависит не только от структуры его личности, но также и от событий, происходящих в его раннем детстве;
  • Конфликты, возникающие между сознательным и бессознательным, могут вызывать всевозможные психологические нарушения, неврозы, депрессию, страх и другие подобные эффекты;
  • Избавиться от воздействия на личность бессознательного можно через его осознание, например, при помощи профессиональных психоаналитиков и других специалистов из этой сферы;

Именно на этих положениях и основывается классический психоанализ Зигмунда Фрейда. Из них также выводятся и методы лечения человека от различного рода психических заболеваний, путём выявления причины их возникновения, а также при помощи некоторых других современных подходов используемыми психоаналитическими психотерапевтами.

Что такое сознательное и бессознательное?

В психоанализе очень большое внимание уделяется сознательному и бессознательному, поэтому крайне важно понимать оба этих термина. Сама теория психоанализа объясняет, что представляет собой сознательное и бессознательное следующим образом:

Сознательное

Сознательное – это часть психики, которая осознаётся человеком. Она способна сильно сказываться на поведении человека в обществе, однако, не до конца, так как в некоторых случаях поведение человека определяется бессознательным. Сознательное также выступает в качестве антагониста для бессознательного, их бесконечная борьба приводит к тому, что бессознательное одерживает вверх.

Бессознательное

Бессознательное – это часть психики человека, происходящие процессы в которой неосознанные и находятся в конфликтных отношениях с сознательной частью психики индивида.

Также в теории психоанализа считается, что в бессознательной области психики человека действуют особенные законы, примерами которых являются: фантазия и реальность не отличимые друг от друга, где времени не существует и нет принципа противоречия.

Несмотря на то, что психоанализ получил большую популярность и нашёл сторонников практически во всём мире, а также стал дисциплиной, преподаваемой в учебных заведениях, он тем не менее почти всегда подвергался довольно сильной критики.

Например, некоторые специалисты считают, что психоанализ слишком глубоко и бесцеремонно копается в сексуальной жизни человека, что может привести к психологическим травмам.

Заключение

В заключении можно сказать лишь одно – психоанализ был, есть и будет существовать.

Как мощнейший инструмент при психоаналитической терапии неврозов, психосоматических заболеваниях и поддерживающей терапии ряда психозов.

Поэтому, если вам требуется хороший психоаналитик или вашему ребенку нужен детский психолог работающий в психоанализе, то ищите его на страницах супер сервиса психея-маркет.ру в разделе «Профи Play».

Знай об организме
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: