Диагностика заболеваний органов дыхания у детей

Особенности диагностики заболеваний органов дыхания у детей

Диагностика заболеваний органов дыхания у детей

Особенности диагностики заболеваний органов дыхания у детей Болезни детей иногда являются настоящим испытанием для родителей, справится с которым под силу не каждому.

Некоторые уже при «первом чихе» в панике вызывают «скорую», другие усердно лечат народными средствами ребенка в тяжелом состоянии. Причиной большинства ошибок является банальная неосведомленность в том, как проявляется то или иное заболевание, и чем оно грозит.

Поскольку в детском возрасте наиболее распространенной является патология органов дыхания, я проведу для родителей небольшой «ликбез» в этом направлении.

Немного теории

Дыхательная система состоит из:

    • верхних воздухоносных путей (нос, околоносовые синусы, глотка);• нижних воздухоносных путей (гортань, трахея, бронхи);• легких.

Любой патологический процесс в каждой из этих структур относят к болезням органов дыхания. Самые распространенные: ринит, синуситы, фарингит, ларингит, трахеит, бронхит, пневмония, бронхиальная астма. Их основными причинами у ребенка являются инфекционные агенты (вирусы и бактерии), а также аллергическая реакция.

В сравнении с взрослыми, у детей данные заболевания возникают чаще, переносятся труднее и грозят серьезными осложнениями. Объяснение тому – возрастные особенности дыхательной системы малышей.

    1. Воздухоносные органы на всем протяжении узкие и короткие. Вследствие этого нарушение дыхания возникает даже при невыраженных отечных явлениях. Кроме того, инфекция быстро распространяется на соседние структуры.2. Слизистая оболочка рыхлая и богато снабжена кровеносными сосудами, что способствует прогрессированию отека при минимальном воспалении.3. Грудная клетка имеет ограниченный дыхательный объем и слабую мускулатуру, в результате чего быстрее появляются застойные явления в легких и бронхах.

Каждая из особенностей больше всего выражена у ребенка до года, поэтому респираторные заболевания самые опасные именно для грудничков.

Клиническая картина

Несмотря на разнообразие нозологических единиц, патология дыхательных органов проявляется несколькими основными симптомами. Именно по ним можно сориентироваться в возможной причине болезненного состояния малыша.

Синдром интоксикации

Это один из самых первых «звоночков», указывающий, что дите не здорово. Интоксикация сопровождает почти все респираторные заболевания, вот только степень ее выраженности может значительно колебаться, в зависимости от патологии. Насторожить родителей должно следующее:

    • всегда бодрый ребенок становится апатичным и вялым; маленькие дети (от года до трех) могут заснуть прямо во время игры;• беспричинный плач, раздражительность;• снижение аппетита (отказывается кушать даже любимые блюда), нарастающая жажда;• тошнота, иногда – рвота (для малышей первых месяцев жизни более характерны срыгивания);• жалобы на головную боль;• бледность кожных покровов;• повышение температуры тела от субфебрильных цифр (37 градусов) к высоким показателям (38,5 и выше).

Наиболее ярко интоксикационный синдром выражен при пневмонии, бронхите, ангине, гнойном синусите. Кроме того, тяжелее протекают заболевания, вызванные бактериальными возбудителями. Риниты, фарингиты, трахеиты вирусного происхождения (составляющие ОРЗ) не вызывают столь выраженного нарушения состояния больного.

Кашель

Cамый узнаваемый «спутник» респираторных заболеваний. Он свидетельствует о раздражении кашлевых рецепторов (они расположены в горле, трахее, бронхах).

Кашлевой толчок исполняет защитную функцию – очищает респираторный тракт от инфекционных агентов, мокроты, пыли и других посторонних тел.

Но длительный кашель изнуряет ребенка, нарушает сон, вызывает болезненные ощущения в грудной клетке и животе (вследствие сокращения мышц).

Заболевания, проявляющиеся кашлем:

    1. Ларингит (воспаление гортани) . Кашель сухой, надсадный и громкий (напоминает лай собаки). Ему сопутствует охриплость голоса (вплоть до полного исчезновения). Важным признаком является нарушение дыхания при выраженном стенозе гортани (ложный круп).2. Трахеит. Первые несколько дней кашель сухой, интенсивный и приступообразный. Он сопровождается саднящей болью в горле и за грудиной. У грудничков и детей от года до трех лет приступы возникают на фоне крика, плача или смеха. Они часто заканчиваются рвотой. Постепенно кашель становится влажным, мокрота слизисто-гнойная, вязкая, желто-зеленого цвета. При трахеите повышается температура тела (38-39 градусов), выражены симптомы интоксикации.3. Бронхит. Непродуктивный кашель – один из первых признаков болезни. Уже через несколько дней появляется мокрота. Кашлевые приступы изнуряют детей, они часто жалуются на боли в животе (вследствие напряжения мышц чревного пресса). При бронхите, как правило, наблюдают проявления интоксикации и высокую температуру.4. Воспаление легких. Кашлевой синдром имеет схожие характеристики с бронхитом, хотя возможны и другие его варианты (в зависимости от клинической формы пневмонии).5. Бронхиальная астма. Приступу кашля предшествуют признаки аллергической реакции: слезотечение, водянистые выделения из носа, чиханье. Возможно обильное мочеиспускание, чешутся кожа и глаза. Характерный симптом – удушье (чувство нехватки воздуха, затрудненное дыхание). Дыхательные движения сопровождаются свистом.

Самостоятельно определить, какой именно причиной вызван кашель – дело не из легких. Советую предоставить эту задачу врачу. Чтобы установить диагноз, иногда достаточно лишь прослушать легкие фонендоскопом, но в большинстве случаев необходимы дополнительные методы диагностики.

Дыхательная недостаточность

Этот симптом более характерен для поражения нижнего отдела воздухоносных путей (стенозирующий ларингит, бронхит, бронхиальная астма) и легких (пневмония).

Отек слизистой оболочки, бронхоспазм и повышенная выработка слизи – главные «виновники», приводящие к дыхательной недостаточности.

Тяжелые нарушения дыхания опасны для жизни ребенка, поэтому рекомендую быть очень бдительными, если вы заметили у него следующие признаки:

    • учащенное дыхание: более 50 за минуту у ребенка до года; более 40 (от года до трех); более 30 (от 3 до 7 лет);• ускоренное сердцебиение;• синюшность вокруг рта, кончика носа, пальцев, бледность кожи на других участках тела;• напряжение крыл носа;• втягивание межреберных промежутков и грудины при дыхании;• вялость, заторможенность (или возбужденность) – в тяжелых случаях.

Если дыхательная недостаточность проявляется лишь при физическом напряжении – речь идет о легкой ее форме. Когда же нарушение дыхания возникает и в покое – медлить нельзя, ребенок нуждается в срочной госпитализации.

Заложенность носа

Нарушение носового дыхания (отек носовых ходов) и патологические выделения из носа – одно из самих «безобидных» проявлений респираторных заболеваний. Этот симптом свидетельствует о воспалительном процессе верхних дыхательных путей. Как правило, речь идет о рините и гайморите.

Насморк – неизменный представитель острых респираторных вирусных инфекций. Воспаление слизистой оболочки проявляется чувством жжения, чиханием, заложенностью носа. Выделения сначала жидкие, слизистые и прозрачные, но если присоединяется бактериальная инфекция, они трансформируются в гнойные (зелено-желтые и вязкие).

Воспаление гайморовой носовой пазухи (гайморит) сопровождается головной болью, температурой, общей слабостью. Беспокоит чувство тяжести в области переносицы, щек, возле носа.

Обе патологии могут осложниться в детском возрасте более серьезными болезнями: воспалением уха (отит), фарингитом, бронхитом, поражением мозговых оболочек (менингит).

Боль в горле

Першение, боль и чувство сухости в горле, болезненное глотание возникают чаще всего при следующих состояниях:

    • фарингит (воспаление слизистой оболочки глотки);• ларингит (воспаление слизистой гортани);• тонзиллит (воспаление глоточных миндалин).

Эти заболевания, в основном, проявляются при различных видах ОРВИ. У ребенка редко наблюдают ограниченное поражение верхних дыхательных путей. У малышей до года, а также у детей от года до 3 лет патологический процесс распространяется сразу на несколько соседних органов. У них диагностируют ринофарингит, тонзилофарингит, фаринголарингит, ларинготрахеит и т.п.

Принципы диагностики «на дому»

Как видим, в клинической картине большинства респираторных заболеваний превалируют несколько общих симптомов, поэтому самостоятельно диагноз установить непросто. Самый оптимальный вариант для родителей – доверить больного опытному доктору.

Необходимый диагностический минимум в домашних условиях – вовремя увидеть опасные состояния:

    • выраженная сонливость, вялость реакции на внешние раздражители, слабый крик (у ребенка до года) ;• гипервозбудимость, тремор конечностей (всего тела);• температура выше 39, которую невозможно сбить в течение нескольких часов;• аритмическое дыхание;• участие вспомогательных мышц в дыхательном акте (высокое вздымание грудной клетки, втягивание межреберных промежутков, мышц живота);• отставание одной половины грудной клетки при дыхании;• бледность кожных покровов, синева носогубной зоны, кончиков пальцев.

Даже при наличии лишь одного из этих признаков надо немедленно обратиться за профессиональной помощью.

Методы клинической диагностики

В первую очередь врач собирает анамнез (историю заболевания) и расспрашивает жалобы. Потом он проводит объективный осмотр.

    1. Оценивает состояние кожных покровов, измеряет частоту дыхания и сердцебиения, наличие (или отсутствие патологических типов дыхания).2. Осматривает ротовую полость, миндалины, зев (выявляет обложенный язык, покраснение и увеличение гланд, сыпь или гнойнички).3. Проводит перкуссию (специальное постукивание) области проекции легких.4. Основной метод – аускультация (прослушивание) легких с помощью фонендоскопа. С ее помощью можно выслушать хрипы, определить их характер (влажные или сухие), количество, локализацию. Хрипы свидетельствуют о бронхите, пневмонии, бронхиальной астме. При других патологиях респираторной системы они не прослушиваются.

Крайне важна и лабораторная диагностика:

    • общий анализ крови: «сдвиг формулы влево», ускоренная СОЭ, лейкоцитоз, указывают на воспалительный процесс бактериального происхождения; уменьшенное количество лейкоцитов свидетельствует о вирусном заболевании; превышение нормы эозинофилов указывает на аллергическую реакцию (бронхиальная астма);• общий анализ мочи: белок, ацетон, лейкоциты свидетельствуют о выраженной интоксикации организма);• мазок из зева, бактериологические исследования выделений из носа, кашлевой мокроты (помогают определить возбудителя и его чувствительность к антибиотикам);• при подозрении на бронхиальную астму проводят исследование мокроты на присутствие эозинофилов и характерных тканей (спиралей Куршмана, кристаллов Шарко-Лейдена);• чтобы определить степень дыхательной недостаточности делают газовый анализ крови и определяют насыщение крови кислородом.

В большинстве случаев для установления диагноза требуются инструментальные методы. Самым распространенным является рентгенография органов грудной клетки. С ее помощью можно подтвердить (или отвергнуть) воспаление легких, бронхит, бронхиальную астму. Она дает возможность определить площадь поражения и наличие осложнений (плеврит, пневмоторакс).

При подозрении на синусит проводят рентгенологическое исследование околоносовых пазух. К сожалению, не всегда удается верифицировать болезнь, опираясь на результаты этих методов. Поэтому маленьким пациентам требуется пристальное наблюдение и анализ динамики симптомов.

Особенности диагностики заболеваний органов дыхания у детей на современном этапе

Современная медицина имеет в своем арсенале новые диагностические методики, которые помогают более точно определить патологию. Речь идет, прежде всего, о компьютерной и магниторезонансной томографии. Они дают возможность визуализировать орган не только в целом, но и на разных уровнях.

https://www.youtube.com/watch?v=GB87wmOcBIwu0026t=94s

В зависимости от ситуации проводят КТ (МРТ) легких, органов средостения, трахеи, околоносовых синусов. Эти обследования используют лишь в сложных диагностических случаях, когда обычные методы неинформативны.

У маленьких детей (примерно до 5 лет) магнитно-резонансную и компьютерную томографию делают лишь под наркозом.

Одни из последних разработок в диагностике респираторных заболеваний – определение вида возбудителя (вирус или бактерия). Это очень важно для подбора эффективного лечения.

В крови определяют уровень прокальцитонина: если он существенно возрастает – болезнь вызвана бактериальным посредником. Чтобы подтвердить вирусное заражение обследуют кровь на присутствие противовирусных антител, а также ищут его антигены в смыве из носоглотки (реакция иммуноферментного анализа).

К сожалению, современные методы диагностики дорогостоящие, и доступны не в каждом медицинском учреждении. Но здравый смысл родителей и профессионализм врачей помогут ребенку справится с любым заболеванием.

Хрипы у детей. Причины, симптомы и лечение

Диагностика заболеваний органов дыхания у детей

содержание

Большинство медицинских профессий разделены на «взрослый» и «детский» профили. В отношении одних специальностей (хирургия, кардиология и т.д.) такое деление закреплено де-юре в номенклатурных перечнях; другие же, к которым относится и оториноларингология, разделены де-факто, – так сказать, самой природой, то есть различиями ЛОР-сферы у детей и взрослых.

Можно назвать по меньшей мере три таких различия, которые вынуждают родителей искать не просто квалифицированного, а именно «детского» оториноларинголога.

Во-первых, все без исключения ЛОР-органы у детей анатомически инфантильны и продолжают развиваться до семи-, двенадцати-, пятнадцатилетнего возраста (в зависимости от конкретной структуры).

Во-вторых, незрелой, нестабильной и, образно говоря, «необстрелянной» является иммунная система, что обусловливает высокую частоту и специфику протекания т.н. детских инфекций.

В-третьих, дети далеко не всегда могут четко и внятно вербализовать жалобы, ответить на вопросы, выполнить инструкцию врача (впрочем, некоторые взрослые также не справляются), а с самыми маленькими пациентами такой контакт невозможен в принципе. Поэтому врачу действительно необходим большой опыт общения именно с детской, – столь сложной! – категорией пациентов.

Известно, что ЛОР-патология является самой распространенной причиной обращения к педиатру; в общем ее объеме лидируют заболевания органов дыхания, а среди симптомов этих заболеваний – хрипы. Поэтому проблема «хрипы у детей» является, без преувеличения, актуальнейшей.

Собирательным термином «хрипы» обозначают широкий спектр акустических явлений, отличающих нормальное дыхание от аномального, болезненно измененного.

Разнообразие таких звуковых эффектов составляет отдельную проблему, так как на одном полюсе упомянутого «широкого спектра» находятся совершенно безобидные призвуки, обусловленные, например, присохшей к носовой перегородке корочкой, а на другом – тревожные симптомы быстро прогрессирующей и очень опасной обструкции дыхательных путей.

Запись на консультацию

2.Причины

Непосредственной причиной появления хрипов можно считать любое изменение конфигурации воздухоносных путей, в результате чего поток вдыхаемого и/или выдыхаемого воздуха становится турбулентным (завихренным, неравномерным).

В свою очередь, сечение и пропорции дыхательных путей могут измениться вследствие следующих причин:

  • отек, обусловленный длительным плачем, криком, смехом и т.п.

    ;

  • отек, обусловленный воспалением (ОРЗ, ОРВИ, аллергические реакции);
  • аденоиды или гиперплазия миндалин;
  • бронхоспазм по типу астматического приступа (может быть обусловлен также термическими, токсическими, психогенными, нейрогенными факторами);
  • инородное тело в гортани, трахее или в подлежащих отделах дыхательного тракта;
  • скопление слизи на фоне активного инфекционно-воспалительного процесса, рефлекторной реакции бронхиальных стенок на аллерген и пр.;
  • скопление гноя, крови, пневмоторакс (присутствие воздуха в герметичных от природы полостях) и другие состояния, требующие немедленной госпитализации и интенсивной терапии.

3.Симптомы и диагностика

Прежде всего подчеркнем, что квалифицировать характер хрипов и предположить их наиболее вероятную причину может только врач: никакие советы, никакие описания, – даже подробнейшие, – не заменят медицинского образования и клинической практики.

Достаточно сказать, что в некоторых случаях не громкое и затрудненное, а, наоборот, бесшумное дыхание, отсутствие аускультируемых шумов в определенной зоне является значительно более опасным симптомом, нежели громкий ночной храп или осиплый голос.

Различают хрипы сухие, влажные (мелко-, средне- и крупнопузырчатые), крепитирующие (хрустящие), плеврально-трескучие и т.п.

Существенную разницу составляют хрипы инспираторные (на вдохе) и экспираторные (на выдохе).

Так называемое жесткое дыхание (одинаковая громкость вдоха и выдоха, чего не бывает в норме) кардинально отличается от дыхания стридорозного, свистящего, – которое чаще всего сигнализирует об обструкции (сужении, блокировании, частичной закупорке) трахеобронхиального участка. Хрипы при пневмонии или плеврите акустически отличаются от хрипов при астме или аденоидах, – и т.д., и т.п.

Все это относится к компетенции врача, производящего диагностическую аускультацию, – выслушивание с помощью фонендоскопа.

В компетенцию (и обязанности) родителей входит совсем другое. Необходимо обратить внимание на ряд дополнительных симптомов, прежде чем вызывать «Скорую» или спокойно ложиться спать: то и другое может оказаться нелепой ошибкой, однако цена будет разной.

Хорошо еще, если единственным последствием этой ошибки окажется объективно ненужный, лишний выезд бригады неотложной помощи, и без того перегруженной вызовами.

Однако в некоторых случаях ситуация складывается совершенно иначе: вместо того, чтобы бить в телефонный набат и немедленно доставить ребенка в ближайшую больницу (на собственном автомобиле, на Скорой, на такси, на руках, на чем угодно), родители предпочитают обратиться к методам из цикла «подышать над картошкой», «растереть уксусом», «заварить травки», «поставить горчичник» или совершать иные подобные действия, которые можно было бы саркастически высмеивать, если бы такая «тактика» порой не заканчивалась смертью ребенка.

Наиболее тревожные симптомы:

  • внезапное появление и стремительное прогрессирование хрипов в сочетании со столь же быстрым ухудшением общего состояния;
  • высокая или очень высокая температура (с кашлем или без), которая не спадает в течение более пяти дней;
  • признаки удушья, бледность, цианоз (синюшность);
  • частое поверхностное дыхание;
  • появление прожилок крови, пены или слизистых сгустков в отхаркиваемой мокроте;
  • бисеринки пота над верхней губой, неестественное движение дыхательных мышц/ребер, похолодание конечностей, признаки угнетения высшей нервной деятельности (сознание, реагирование и т.п.), судорожные сокращения и любые другие симптомы, которые можно описать словами «сроду такого не было» и «смотреть страшно».

При подобных обстоятельствах медицинская помощь должна оказываться в неотложном порядке.

4.Лечение

Как показано выше, спектр возможных причин настолько широк, что описать все варианты терапевтического ответа абсолютно нереально (ситуация может разрешиться как спонтанным однократным чиханием, так и объемным хирургическим вмешательством по экстренному протоколу, а также любыми промежуточными вариантами). В данном случае гораздо важнее сказать о доврачебной помощи.

Воздух в помещении при всех без исключения симптомах должен быть чистым, свежим и прохладным. Нет ни единой болезни, которая требовала бы затхлой неподвижной атмосферы с пониженным содержанием кислорода, нагретой до температуры финской бани и насыщенной всеми известными науке микроорганизмами.

Одежда не должна затруднять дыхание.

Любые действия родителей должны подчиняться логике и быть осмысленными (пусть даже эти действия окажутся не вполне грамотными, это намного безопасней поступков «наугад», в панике, в ступоре, в истерике и пр).

Если причина развившегося состояния неизвестна, ранее не диагностирована, непонятна; если у вас нет четких врачебных предписаний на этот случай, – то никаких медикаментов до прибытия врача ребенку давать не сто́ит.

Запись на консультацию

Знай об организме
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: