Аристократическая болезнь — в кабинете детского психиатра

Содержание
  1. Психиатрическое обследование — как проходит прием у психиатра | Университетская клиника
  2. Анамнез больного с психиатрическими нарушениями
  3. Таблица 1. Области, которые должны быть охвачены при первичной психиатрической оценке
  4. Оценка психического статуса
  5. Психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)
  6. Формирование первых коммуникативных связей
  7. Невротические расстройства детского возраста
  8. Проблемы школьной дезадаптации
  9. Ранние психические заболевания. Умственная отсталость
  10. Расстройства аутистического спектра
  11. Атипичный детский аутизм
  12. Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении
  13. Благоприятный прогноз лечения
  14. Нарушение психики у детей — симптомы, признаки, лечение | Медицинский центр «Президент-Мед»
  15. Распространенные нарушения психики у детей
  16. Синдром дефицита внимания  с гиперактивностью
  17. Аутизм
  18. Задержка психического развития
  19. Умственная отсталость
  20. Шизофрения
  21. Медицинскаяи психологическаядиагностика
  22. Аппаратные методы
  23. Лечение
  24. Мамунц Цовинар Алексеевна
  25. Психическое здоровье детей и подростков. Факторы риска, симптомы, формы помощи
  26. Психические расстройства у детей
  27. Симптомы расстройств психики у детей и подростков
  28. Психологическая и психиатрическая помощь детям и подросткам
  29. Учет у психиатра: кого ставят, какими будут последствия? Рассказывает врач
  30. Виды учета у психиатра
  31. Консультативный учет
  32. Диспансерное наблюдение
  33. Какие есть ограничения?
  34. Как психиатрический учет влияет на дальнейшую жизнь?
  35. Как избежать диспансерного учета?

Психиатрическое обследование — как проходит прием у психиатра | Университетская клиника

Аристократическая болезнь - в кабинете детского психиатра

Пациенты с психологическими жалобами, проблемами или поведенческими расстройствами обращаются в различные медицинские учреждения, в том числе к терапевтам или в клиники неотложной помощи. Но правильно обращаться сразу к врачу-психиатру.

Важно понимать, что психиатр в частной клинике не ставит больного на учет, он даже может провести прием анонимно, так как главная цель в этом случае – помочь больному, а не ограничить его действия и возможности.

Обычное психиатрическое обследование включает в себя общий медицинский и психиатрический анамнез и оценку психического статуса.

Анамнез больного с психиатрическими нарушениями

Жалобы или беспокойства могут быть новыми или вызванными существующей психологической проблемой. Симптомы могут быть связаны с преодолением соматического заболевания или с его непосредственным воздействием.

Процедура оценки состояния больного зависит от того, являются ли жалобы экстренными или они выявлены на назначенном приеме.

В случае возникновения чрезвычайной ситуации психиатру, чтобы решить, что делать, необходимо сосредоточиться на текущей истории болезни, симптомах и поведении.

Врач должен определить, может ли пациент сам предоставить информацию о своей истории болезни, т. е. ответит ли пациент на некоторые из начальных вопросов охотно и полноценно. Если это не так, информацию получают от семьи, опекунов или других дополнительных источников (например, полиции). 

Даже если пациент общительный, близкие члены семьи, друзья или опекуны могут поделиться информацией, которую пациент упустил. Получение дополнительной информации, которую не запрашивал психиатр, не является основанием для утери доверия к пациенту. Это всего лишь средство улучшения качества диагностики.

Также проверяются результаты предыдущих психиатрических осмотров, лечения и степень приверженности к предыдущему лечению.

Анамнез больного с психиатрическими нарушениями

Если врач обсуждает анамнеза поспешно и безразлично или если он предпочитает задавать закрытые вопросы, например, следуя строгой схеме, пациент с большей вероятностью воспрепятствует раскрытию соответствующей информации.

Поэтому опытные психиатры задают открытые вопросы об истории текущего заболевания и позволяют пациентам обозначить проблему своими словами.

Это занимает много времени, но позволяет больным описать социальные обстоятельства, связанные с заболеванием, и показать эмоциональные реакции.

Анамнезное интервью должно сначала выяснить, что вызвало необходимость (или желание) обратиться к психиатру, например, нежелательные или неприятные мысли, нежелательное поведение. И насколько сильно симптомы влияют на пациента или его социальные, профессиональные и межличностные отношения. Мешают ли они функциональности. 

Затем врач пытается получить более широкое представление о личности пациента, обсуждая важные жизненные события – текущие и прошлые – и оценивая реакцию пациента на них (см.

Таблицу 1: Области, которые необходимо охватить в первоначальной психиатрической оценке). Также оценивается психиатрический, медицинский, социальный анамнез и история развития патологического состояния.

Важно исследовать системы органов на предмет других симптомов, не описанных в психиатрическом анамнезе. 

Сосредоточение внимания исключительно на представленных симптомах, исключая предыдущий анамнез, может привести к постановке неправильного первичного диагноза и игнорированию других психиатрических или медицинских сопутствующих заболеваний. Например, если не узнать о предыдущих маниакальных эпизодах у пациента с депрессией, можно ошибиться с диагнозом, поставив большое депрессивное расстройство вместо биполярного расстройства.

Полученный в результате профиль личности может указывать на адаптивные черты личности, например, стойкость, чувство долга, а также на те, которые говорят в пользу плохой адаптации, например, эгоцентризм, зависимость, низкая толерантность к фрустрации, и используемые механизмы преодоления. 

Собеседование по истории болезни может выявить:

  • навязчивые идеи – нежелательные и тревожные мысли или импульсы;
  • компульсии – чрезмерное, повторяющееся, целенаправленное поведение, к которому склонен человек;
  • бредовые убеждения – твердые ложные убеждения.

Также можно определить, отражается ли дистресс:

  • в физических симптомах, например, головная боль, боль в животе;
  • в психических симптомах, например, фобическое поведение, депрессия;
  • в социальном поведении.

Психиатр должен определить, является ли причиной возникновения или ухудшения психического расстройства физическое заболевание или его лечение.

Помимо прямых эффектов, например, симптомов, в том числе психических, вызывают огромный стресс, многие физические заболевания.

Пациенту необходимы стратегии выживания, чтобы противостоять давлению, связанному с болезнью. Многие пациенты с тяжелыми физическими заболеваниями имеют некоторую степень расстройства адаптации.

Пациенты с основным психическим расстройством могут стать нестабильными.

Расстройства адаптации

Таблица 1. Области, которые должны быть охвачены при первичной психиатрической оценке

ОбластьЭлементы
Психиатрический анамнезИзвестные диагнозы.Соответствующий анамнез (например, психотические симптомы, маниакальные эпизоды).Предыдущее лечение, включая лекарства и пребывание в больнице.
История болезниИзвестные заболевания и хронические нарушения.Новые физические симптомы.Текущие лекарства и методы лечения.
Социальная историяУровень образования и проблемы во время обучения, например, оценки и трудности в школе.Семейное положение, включая качество и стабильность брака или браков или партнерских отношений.Профессиональная карьера, в том числе стабильность и эффективность в работе.Преступность, включая аресты и тюремное заключение.Жилищные условия, например, где и с кем проживает пациент – один, с семьей, в жилом помещении или приюте для бездомных, на улице.Образцы социальной жизни, например, качество и частота взаимодействия с друзьями и семьей.
Фон здоровья семьиИзвестные диагнозы, включая психические расстройства.
Реакция на обычные превратности жизниРазвод, потеря работы, смерть друзей и членов семьи, болезнь, другие неудачи и потери.Поведение при управлении автомобилем.
История развитияСемейный состав и атмосфера в детстве.Поведение во время тренировок.Семейные и социальные роли.Сексуальная ориентация и опыт.
Повседневное поведениеЗлоупотребление алкоголем, наркотиками / лекарственными средствами и табаком.
Возможность причинить вред себе или другимСуицидальные мысли, планы и намерения.Предыдущие попытки суицида и использованные агенты.Намерение причинить вред другим.

Оценка психического статуса

Тест психического статуса основан на наблюдении и вопросах для оценки различных областей психического функционирования, в том числе:

  • речи;
  • эмоционального выражения;
  • мышления и восприятия;
  • когнитивных функций.

Для определения определенных компонентов оценки психического статуса, можно использовать короткие стандартизованные анкеты, включая специальные анкеты для оценки ориентации и памяти.

Такие стандартизированные оценки помогают выявить ключевые симптомы и обеспечить основу для оценки ответа на лечение.

Однако инструменты скрининга не могут заменить более комплексную и детальную оценку психического статуса.

Наблюдение за пациентом во время сбора истории болезни может указывать на психические расстройства или физические заболевания. Язык тела может выявить отношения и чувства, которые пациент отрицает.

Больной может ерзать, ходит туда-сюда, отрицать очевидный страх. Он может быть грустным, хотя отрицает депрессию. Также может дать подсказки общий вид, включая одежду и симптомы – дрожь, зуд и т.д.

Отрицание депрессии

Общий внешний вид должен быть проверен на невербальные сигналы к базовым расстройствам. Например, внешний вид пациента помогает определить:

  • В состоянии ли больной поддерживать себя. Например, выглядят истощенным, растрепанным, одетым не по погоде или имеет сильный запах от тела.
  • Придерживается ли пациент социальных норм. Например, одет в социально неприемлемую одежду.
  • Присутствует ли злоупотребление психоактивными веществами или попытки членовредительства. Например, есть запах алкоголя, шрамы, указывающие на внутривенное употребление наркотиков или членовредительство.
  • Речевые особенности. Можно оценить по спонтанности, синтаксису, скорости и объему речи. Пациент с депрессией может говорить медленно и тихо, тогда как пациент с манией будет говорить быстро и громко. Такие аномалии, как дизартрия и афазия, могут указывать на физическую причину психических изменений – травму головы, инсульт, опухоль головного мозга или рассеянный склероз.
  • Эмоциональное выражение. Можно оценить, попросив пациента описать свои чувства. Нужно учитывать тон, осанку, жесты и мимику больного, оценить его настроение и эмоциональное состояние. Следует учитывать аффект и его объем (т.е. полный или ограниченный), а также соответствие аффекта содержанию мысли, например, улыбку при обсуждении трагического события.
  • Мышление и восприятие. Можно оценить, обращая внимание не только на то, что передается, но и на то, как это передается.

Аномальный контент может принимать следующие формы:

  • Заблуждения (ложные, твердые убеждения);
  • Бредовые заблуждения по отношению к своей личности – представление пациента о том, что повседневные события имеют особое значение только для него, происходят только из-за него или направлены против него.
  • Навязчивые идеи – стойкие идеи, чувства, порывы, беспокойства.

Врач может определить, взаимосвязан, целенаправлен и логичен ли ход мыслей. Психотические или маниакальные пациенты часто имеют неорганизованное мышление или внезапный полет идей.

Когнитивные функции пациента:

  • уровень внимания;
  • фокусировка;
  • ориентация относительно окружающих, места и времени;
  • немедленная, кратковременная и долговременная память;
  • абстрактное мышление;
  • поле зрения;
  • проницательность.

Когнитивные нарушения наиболее распространены при делирии, деменции, наркомании, но они также могут иметь место при депрессии.

психиатрия, психология, психотерапия

Психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)

Аристократическая болезнь - в кабинете детского психиатра

©  Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»:

Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах детского возраста.

Речь пойдет о допубертатном возрасте, то есть примерно до 10 – 12 лет, во время которого ребёнок проходит несколько этапов своего психофизического развития.

Это очень важный возраст с точки зрения становления его психических функций, его личности, характера. В этом возрасте тоже есть свои наиболее значимые периоды.

Они отличаются особой уязвимостью психики ребенка к внешним социальным, иногда патогенным факторам. Эти периоды особой уязвимости называются возрастные кризы.

В детском возрасте возрастные кризы хорошо известны врачам-психиатрам, психологам, педагогам — это возраст 3 года и 7 лет.

Формирование первых коммуникативных связей

В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада.

Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель»,  требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы.

Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками.  Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания.

Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него.

Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности.

Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков.

Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно,  и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль.

Невротические расстройства детского возраста

В этот период ребенок стрессует, у него может быть большое количество различного рода невротических расстройств. И мы эти расстройства хорошо знаем.

В этом возрасте внезапно может появиться энурез – недержание мочи, мы можем наблюдать обгрызенные ногти у этих детей.

Эти дети могут испытывать большое количество страхов, они отказываются спать в отдельной комнате с выключенным светом, они, даже если их силой всё-таки укладывают спать в детской, всё равно находят возможность ночью пробраться в спальню родителей и залезть к ним под одеяло.

У этих детей очень часто появляются проблемы с поведением в случае, если они сталкиваются с довольно большим количеством стрессовых факторов.

И на эти проблемы с поведением обращают внимание воспитатели детского сада.

Может появиться расстройство сна, плохое настроение, плаксивость, капризность, крикливость, иногда излишняя демонстративность, позерство  – всё это мы называем неврозами детского возраста или детскими неврозами.

Дети не обнаруживают таких невротических симптомов, какие мы привыкли видеть у взрослых, потому что у них ещё не созрела аффективная эмоциональная сфера, и они не могут переживать так, как взрослые ту или иную сложную жизненную ситуацию, поэтому чаще всего они реагируют телом.

У детей очень развито психосоматическое реагирование. У них неврозы, как правило, носят такой соматический характер. Как я уже сказал, энурез – один из видов детских неврозов.

Есть ещё заикание – это тоже в 90% случаев относят к психологическим невротическим проблемам ребенка. Сюда же можно отнести и различного рода условные заболевания, скорее всего, их можно найти в виде симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта.

У детей могут появляться болевые симптомы, которые никак не подтверждаются на обследованиях.

Иногда у детей возникает так называемый аспирационный синдром, когда в момент именно вот такого очередного бурного эмоционального реагирования они вдруг начинают задыхаться, у них появляется бронхоспазм, возникает вопрос о том, что возможно это бронхиальная астма. Ну и много-много чего ещё такого полиморфного, необычного, что бывает у детей именно в период их возрастных кризов.

Проблемы школьной дезадаптации

Есть еще криз 7-летнего возраста. Это возраст, когда ребенок приходит в школу. И здесь он получает ещё больше самостоятельности, здесь он начинает понимать что такое ответственность, начинает получать задатки представлений о дееспособности, то есть представление о том, что его действия имеют какие-то последствия, и эти последствия связаны именно с ним.

В этом возрасте ребёнок тоже достаточно уязвим. Первоклашки могут спотыкаться уже в первые месяцы учёбы, это мы называем проблемой школьной дезадаптации.

У них не получается установить связи с одноклассниками, возникают постоянные недоговоренности с учителем, они отказываются идти в школу, они устраивают истерики прямо на уроке, мешают всем учиться, вставая со своего места, не понимая, что ходить по классу нельзя.

Реакция учителей для них ничего не значит, это приводит к серьезному конфликту со многими участниками школьного процесса, не только с одноклассниками и учителями, но и с директором школы. И родители в этом тоже начинают принимать участие.

Многие родители встают на сторону ребёнка, считая его незаслуженно обиженным. Видят проблему в некомпетентности учителей, начинают обвинять учителей, часто подливая масло в огонь этих невротических симптомов и расстройств поведения, о которых я уже говорил.

Ранние психические заболевания. Умственная отсталость

Кроме невротических расстройств в детском возрасте могут начинаться и довольно серьезные психические заболевания, среди которых на сегодняшний день, пожалуй, два заболевания мы можем отнести к наиболее распространённым из всех других психических расстройств детского возраста.

Первое заболевание называется умственная отсталость. К сожалению, встречается достаточно часто.

Если мы говорим о тяжелых формах умственной отсталости, то она обращает на себя внимание еще в первые годы жизни.

Если мы говорим о ее легких или пограничных формах, то это проявляется только тогда, когда ребёнок идёт в школу, и уже с первых дней не успевает за своими сверстниками в усвоении материала.

Умственная отсталость может быть различной, причин её возникновения очень много. Среди них много разного рода неврологических или терапевтических, педиатрических заболеваний, которыми ребёнок страдает с самого раннего грудного возраста.

Или которые начались чуть позже.

Это и черепно-мозговые травмы, и какие-то нейроинфекции, возможно, какая-то генетическая, наследственная, хромосомная патология, которая приводит к недоразвитию центральной нервной системы и соответственно к психическим расстройствам в виде умственной отсталости.

Дети с умственной отсталостью в большей степени оказываются уязвимы в отношении как раз невротических симптомов, поскольку они в случае легкой умственной отсталости понимают и осознают факт своей несостоятельности, видят, как они отстают от сверстников. И они оказываются очень часто в центре так называемого буллинга. Сверстники начинают над ними издеваться, болезненно подшучивая над их странностями поведения.

В этих ситуациях, когда мы имеем дело с умственной отсталостью, очень важно своевременно решить вопрос о форме обучения,  насколько эта форма в обычной общеобразовательной школе будет комфортна для самого ребенка, если он там не успевает. И насколько ему будет легче учиться в той школе, где требования к учебному процессу несколько иные, и они близки к индивидуальным, как мы говорим, вальдорфским требованиям.

Расстройства аутистического спектра

Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС.

В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц.

Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер.

Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций.

Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками.

Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста – это мир его фантазий, установок,  известных очень часто только ему.

Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы.

Атипичный детский аутизм

Помимо синдрома Аспергера в расстройства аутистического спектра входят и другие его варианты: синдром Каннера, синдром Геллера – это так называемый атипичный детский аутизм.

Про  атипичный детский аутизм мы начинаем говорить, когда у ребёнка на фоне аутистических проявлений начинают проявляться какие-то психопатологические феномены, указывающие нам на начало какой-то психической болезни.

Например, у него появляются какие-то галлюцинации,  или он становится отрешенным от происходящего настолько, что вообще перестает реагировать на происходящее вокруг и «застывает»  – это так называемый синдром кататонии. Однако целостной картины психического заболевания не возникает. И эти симптомы  оказываются в конечном итоге обратимыми.

Надо помнить о том, что ранний детский аутизм и все расстройства аутистического спектра в прогностическом отношении очень неоднозначная группа.

В частности, есть варианты, которые имеют довольно благоприятный прогноз, в буквальном смысле полностью исчезают все проявления аутизма с возрастом и соответствующим лечением.

На другом полюсе находятся те формы детского аутизма, которые с возрастом, к сожалению, трансформируются уже в текущие психические заболевания, более характерные для подросткового или для зрелого возраста.

Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении

Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно.

В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи.

Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом.

С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми.

Благоприятный прогноз лечения

Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно.

Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми.

Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра.

Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи.

 В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры.

Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы.

Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний.

Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.

Нарушение психики у детей — симптомы, признаки, лечение | Медицинский центр «Президент-Мед»

Аристократическая болезнь - в кабинете детского психиатра

Закладка и становление ребенка, как личности, в первую очередь  происходит в семье. Именно из семьи начинается его путь в нашу жизнь, мать и отец – люди, в первую очередь несущие ответственность за состояние (как физического, так и психического) здоровья  малыша.

Расстройства психики могут случиться в любом возрасте, поэтому в целях профилактики целесообразно регулярно показывать ребенка профильным специалистам.  

Коварство нарушений у детей состоит в том, что они стерты, рудиментарны, не всегда проявляют себя на ранних стадиях, что затрудняет лечебный и диагностический процесс. Поэтому наряду с физическим воспитанием немаловажно наблюдать и развивать  предпосылки интеллекта, определять зоны ближайшего развития.

При возникновении каких либо сомнений в поведении, возникновении диффузных страхов, нарушений сна, аппетита, особенностях коммуникативной и эмоционально-волевой сферах, родителям стоит сообщить о своей проблеме с ребенком квалифицированным специалистам (невропатологам,психиатрам).

Согласно приказу Минздрава России от 03.07.2018 №410Н в перечне профилактических осмотров несовершеннолетних, отмечено, что осмотр врачом-психиатром проводится в возрасте 2,6,14-17 лет

Распространенные нарушения психики у детей

К психическим расстройствам у детей могут относиться незначительные проблемы, которые легко поддаются коррекции, а также более серьезные процессы, ведущие к расстройству психики ребенка.

Степень тяжести, обратимость и особенности протекания такого недуга пацаента во многом зависит от возраста  и от особенностей невро-психического реагирования индивида.

Часто психические отклонения остаются незамеченными  в связи с невнимательностью родителей или их боязнью показать ребенка врачу.

Впоследствии большинство  таких детей психиатр и невролог вынуждены ставить на диспансерное наблюдение.

На самом деле, чем быстрее будет выявлено, то или иное отклонение в развитии, тем более эффективнее окажутся меры по его коррекции. Перечень наиболее распространенных расстройств, которые характеризуются нарушениями психического развития ребенка приводятся ниже.

Каждый из них предполагает определенные варианты протекания, причины и симптоматику.

Это: интеллектуальная недостаточность, расстройства аутистического спектра, эмоционально-волевая дефицитарность (нарушения поведения, синдром дефицита внимания), расстройства шизофренического спектра. 

Синдром дефицита внимания  с гиперактивностью

Такому ребенку присущи  импульсивность, вспыльчивость, двигательная расторможенность, обилие «лишних»движений, снижение целенаправленности внимания. Он не в состоянии длительно сосредоточиться на цели деятельности, что естесственно мешает  планированию и качественному выполнению задач. Порой родителям кажется, что малыш совершенно не слышит и не слушает то, что они ему говорят.

При этом ребенок все  понимает, но обращен внутрь себя. Отличительная черта таких детей – склонность к постоянной рассеянности, предпочтение деятельности не требующей заинтересованности интеллектуальных структур. умственную нагрузку.

Аутизм

Сборная группа расстройств основными признаками которой, являются дефицитарность коммуникативной и эмоциональной  сфер, бедность речи, двигательные стереотипии, манипуляции предметами, отсутствие сюжетной игры.

Проявление Раннего Детского Аутизма корректируются такими  специалистами, как психиатр, невролог, дефектолог, логопед, нейропсихолог.

Задержка психического развития

В случае  ЗПР личность малыша является инфантильной, незрелой по отношению к настоящему биологическому возрасту, а психика при этом развивается медленными темпами.

Отмечается парциальная(частичная) задержка созревания предпосылок интеллекта(память, внимание, психическая работоспособность).

Здесь особенно важно своевременно обеспечить комплексную реабилитацию и подключить к лечебному процессу сразу нескольких специалистов – логопеда, психиатра, психолога,дефектолога, невропатолога.

Умственная отсталость

Тотальная ретардация (снижение) всех сфер психики включающая группы заболеваний, имеющие разную этиологию и патогенез.Отмечается отсутствие способности к абстрактному мышлению. В настоящее время наиболее используется классификация картина в соответствии с параметрами IQ:

  • легкая степень интеллектуальной недостаточности – 50-70 баллов;
  • умеренная – 30-50 баллов;
  • тяжелая форма – 20-35 баллов;
  • глубокая р – менее 20 балльных единиц.

В данном случае необходимо уточнение образовательного маршрута ребенка(коррекционное ДОУ, школы с адаптированными образовательными программами).

Шизофрения

Расстройство характеризуется прогредиентными течением с нарастанием дефицитарной симптоматики(оскуднение эмоциального фона, снижением энергетического потенциала, утраты единства психических функций).

Клиническая картина у  дошкольников:

  • редкий плач , отсутствие реакции   дискомфорт,нарушения сна;
  • отсутствие инстинкта самосохранения;
  • состояния двигательной расторможенности либо заторможенности;
  • стереотипное поведение, манипулятивная игра;
  • речевые расстройства, употребление стереотипных выражений,
  • эхолали; 
  • нелогичность мышления;слуховые, тактильные, зрительные галлюцинации;

Медицинская и психологическая диагностика

Данное мероприятие, в первую очередь, включает в себя проведение осмотра в целях сбора анамнестических данных, а также  оценку неврологического, психического и соматического состояния малыша. 

Этот метод предполагает обращение внимания на условия жизни и воспитания малыша, а также на характер общения. Исследование данного функционала всегда подразумевает учет возрастных особенностей и развития ребенка в целом. При этом дается оценка состоянию внимания, восприятия, памяти, интеллекта.

Аппаратные методы

Проведение ЭЭГ и МРТ исследований с целью выявления текущих патологических процессов в центральной нервной системе.

Лечение

Дети с отклонениями поддаются только комплексному лечению, которое включает в себя:

  • полноценный осмотр в специализированном медицинском кабинете(психиатр);
  • применение комплекса медикаментозных препаратов;
  • непрерывную работу с родителями и педагогами;
  • физиотерапию;
  • дефектологическую,логопедическую,нейропсихологическую,психологическую коррекцию.

Если выявлено психическое расстройство у ребенка, не стоит полагать, что, приняв определенные препараты, малыш сразу же станет чувствовать себя лучше. Лечение детей – это долгий, ответственный и кропотливый процесс, требующий колоссальных затрат времени.

Еще одна ключевая задача матери и отца – помочь ему адаптироваться в обществе и постоянно заниматься развивающими мероприятиями в домашних условиях. Только помощь родителей и компетентный врачи в сочетании  смогут оказать поддержку в полноценном развитии личности малыша.

В медицинском центре «Президент-мед»  г. Видное есть все виды обследования и все необходимые врачи для диагностики психических заболеваний и их лечения.

Мамунц Цовинар Алексеевна

Главный врач Президент-Мед г. Видное

Высшее медицинское, Пермский государственный медицинский институт, лечебный факультет, специальность-лечебное дело

Психическое здоровье детей и подростков. Факторы риска, симптомы, формы помощи

Аристократическая болезнь - в кабинете детского психиатра

Насколько стрессогенна современная жизнь, хорошо свидетельствует глобальная статистика ВОЗ по распространенности заболеваний. После сердечно-сосудистых патологий идут депрессивные расстройства. Причем, в одинаковой степени это касается как взрослых, так и детей и подростков.

О симптомах основных психических расстройств современных детей и подростков рассказала врач психиатр-нарколог Городского клинического детского психиатрического диспансера г. Минска Ольга Макович-Проференко.

Психические расстройства у детей

Учитывая выше перечисленное, на неделе психического здоровья, которая проходила в Беларуси с 5 по 10 октября под эгидой общественной организации «Белорусская ассоциация социальных работников», психическому здоровью подрастающего поколения было уделено особое внимание.

За последние 6 лет психическое здоровье детей и подростков ухудшилось. Опрос, проведенный по инициативе ЮНИСЕФ с участием 227,5 тысячи подростков из 45 стран мира в возрасте 11, 13, 15 лет, показал результат, далекий от оптимистичного.

Четверть из опрошенных детей сообщили, что испытывают нервное напряжение, приступы раздражительности и проблемы со сном не реже одного раза в неделю.

Почти каждый 5-й ребенок показал депрессивную симптоматику, каждый 4-й из общего числа опрошенных признался, что его посещали мысли о самоубийстве.

Примечательно, что с родителями своими переживаниями дети делятся отнюдь не в первую очередь. Поэтому взрослым следует проявить особую внимательность, чтобы не пропустить проблему, а иногда – не допустить фатального развития событий.

Симптомы расстройств психики у детей и подростков

Согласно определению ВОЗ, психическое здоровье — это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Если у ребенка теплые доверительные отношения с родными, в семье он чувствует себя в безопасности, с удовольствием ходит в сад или школу, не испытывает больших трудностей в учебе и общении со сверстниками, с радостью принимает участие в общественных инициативах и сам их проявляет, стиль его поведения не противоречит существующим в обществе культурным убеждениям и нормам.

Можно предположить, что его психическому здоровью ничто не угрожает. Вопросы начинаются тогда, когда одна или несколько перечисленных составляющих дает сбой. С какими расстройствами психики чаще всего встречаются дети и подростки?  Как понять, что нужна помощь специалиста? Ольга Макович-Проференко перечислила основные факторы риска и симптомы.

– Психотические состояния характеризуются тем, что ребенку что-то кажется, видится, чудится, – объясняет эксперт.

— Когда он говорит, что слышит звуки, при этом их не слышите вы, слышит голоса внутри себя, видит невидимых зверушек либо друзей, его преследуют какие-то пугающие образы.

Причем в интерпретации ребенка это реальные персонажи, которые присутствуют в его жизни более или менее регулярно.

Если ребенок или подросток намеренно наносит себе повреждения (режет, царапает), говорит о том, что ему не хочется жить, демонстрирует признаки депрессивного состояния, часто раздражен, крайне неохотно идет в детский сад или школу, отказывается контактировать и всячески избегает общения с ровесниками, членами семьи и другими родственниками, это может свидетельствовать о суицидальных намерениях или попытках. В этих случаях обязательно нужна консультация специалиста: психиатра, психотерапевта или хотя бы психолога, чтобы понять, чем вызвано такое состояние ребенка, и определиться с тем, как ему помочь.

При таком состоянии у ребенка в первую очередь страдает эмоциональный фон, настроение всегда или почти всегда на нуле.

— Если вы видите, что ребенок постоянно грустный, раздраженный, у него пропал аппетит, он плохо спит по ночам, стал апатичным, замкнутым и равнодушным, ему не приносит радость то, что обычно радовало, – это повод задуматься о состоянии его психического здоровья и проконсультироваться у специалиста, — предупреждает Ольга Макович-Проференко.

Несмотря на усилия педагогов, родителей и самого ребенка, учеба ему не дается. Не помогают ни репетиторы, ни дополнительные занятия. Ребенок толком не умеет ни читать, ни считать, ни писать.

И проблема очевидно не в его нежелании учиться, потому что он прикладывает все усилия, а в том, что он не воспринимает и не усваивает информацию.

Как ни странно, причина этого может крыться в психических нарушениях, и здесь необходима помощь врача-психиатра.

— Симптомы расстройств поведения многочисленны, — говорит Ольга Макович-Проференко. – От патологической неусидчивости и невнимательности до воровства в школе и дома, агрессии по отношению к ровесникам, родителям, окружающим. В этом случае консультация психиатра однозначно не повредит.

Важно понять: обращение к специалисту вовсе не означает, что ребенок имеет какие-то серьезные психические нарушения. Но если есть какие-то отклонения, они успешно корректируются при раннем выявлении.

Разногласия между родителями в методах воспитания и частые конфликты, развод, «дележ» ребенка, сложности в переходном периоде могут негативно отражаться на его психике. Изменение его настроения и поведения, ухудшение в учебе, потеря аппетита, апатия или, наоборот, демонстративно вызывающее поведение на фоне описанных событий – повод по меньшей мере для беседы с психологом.

Навязчивое состояние проявляется в «ритуальных» действиях и мыслях, требующих их обязательной реализации. Например, подросток часто и подолгу моет руки с тщательностью хирурга перед операцией, потому что панически боится подцепить инфекцию.

Он совершает какие-то ритуальные действия определенного характера для того, чтобы «защититься» от окружающей среды: например, ходит только по белым плиткам тротуара или ему нужно обязательно три раза повернуться вокруг себя, прежде чем выйти из дома, иначе случится что-то плохое и т.д.

Навязчивое состояние — обязательный повод обратиться к врачу за консультацией.

— В основе этих нарушений также может быть психическая составляющая.

Но прежде чем идти к специалисту, необходимо пройти тщательное обследование по соматическому состоянию ребенка: у педиатра, гастроэнтеролога, хирурга и уролога, потому что энурез и энкопрез могут быть вызваны различными соматическими патологиями, — поясняет эксперт. — Если узкий специалист делает заключение об объективном физическом здоровье, только тогда нужно обращаться за помощью к психиатру.

Негативное воздействие на психику оказывают и различные стрессовые ситуации. Травматичным для детей может быть опыт столкновения с агрессивной (или даже нет) собакой. И потом ребенок боится всех собак.

Кто-то из незнакомых взрослых отругал или даже наказал, а родителей рядом не было. Тоже может быть стресс и, соответственно, реакция на него.

Ссора родителей, смерть кого-то очень близкого, происходящие негативные события в стране и мире… Все это способно вызвать стресс у детей и подростков.

— Реакция на стресс может проявляться в том, что ребенок становится раздражительным, испуганным. Пропадает аппетит, сон тревожный, ребенок задает не свойственные его возрасту и обычному настроению вопросы, — перечисляет Ольга Макович-Проференко.

— Иногда в таких ситуациях родители говорят: «Я не узнаю своего ребенка». С одной стороны, это можно списать на взросление, с другой – это, возможно, реакция на стресс, проявления расстройства поведения, депрессивного расстройства.

Разобраться в этом должен только специалист.

Частое расстройство психики у детей и подростков. По данным ЮНИСЕФ, лишний вес или ожирение имеет каждый 5-й подросток в мире. Преимущественно эта проблема распространена среди мальчиков и подростков младшего возраста. При этом каждый 4-й подросток (особенно девочки) считает себя толстым.

— Тренд на стройное, без «грамма лишнего жира» тела до сих пор популярен в мире. “Худоба как признак красоты настойчиво транслируется популярными среди современных подростков соцсетями”, — считает врач и добавляет, — Начиная с возраста 12-13 лет, многие подростки сознательно ограничивают себя в еде.

У некоторых развивается пищевое расстройство, которое требует помощи врача-специалиста.

Отказ от совместного приема пищи с семьей под разными предлогами, резкое похудение, сонливость, слабость, апатия, поход в туалет сразу после приема пищи – все это должно насторожить родителей и в конечном итоге, при необходимости, привести с подростком на консультацию к врачу-психотерапевту или психиатру.

Психологическая и психиатрическая помощь детям и подросткам

Помощь детского психолога или психотерапевта можно получить в любом городе, где проживает подросток.

Почти при каждой детской поликлинике работают центры, дружественные подросткам, где можно получить консультацию на тему психического здоровья как от врача-психотерапевта, психолога, так и узкопрофильных врачей-специалистов.

Во всех областных центрах есть психоневрологические диспансеры, где прием ведут детские специалисты.

В Минске детские психиатры, психотерапевты и медицинские психологи принимают на базе Городского клинического детского психиатрического диспансера по адресам: ул. Лучины, 6; Одинцова, 63, корп.2.

Записаться на прием и получить дополнительную информацию можно по телефонам: (017) 320-88-71 и (017) 397-37-15, либо на сайте www.gkdpnd.by

Телефоны доверия и экстренной психологической помощи: +375 17 263-03-03 и 8-801-100-16-11.

Звонки абсолютно конфиденциальные и анонимные.

Позвонить по телефону доверия или экстренной психологической помощи может как сам подросток, так и взрослые, которые испытывают трудности в общении со своими детьми и их воспитании.

Медицинские психологи, которые работают на линии, помогут разрешить возникшие проблемы или, при невозможности оказания заочной помощи, подскажут, куда обратиться за получением очной консультации.

– Не надо бояться приема у психиатра. Подавляющее большинство расстройств психики успешно корректируется и никак не влияет на будущее детей и подростков, — убеждена Ольга Макович-Проференко.

– Чем раньше родители и дети придут на прием к специалисту, тем скорее будет начато лечение, тем выше шансы на полное восстановление психического здоровья.

И должна сказать, что часть детей и подростков, обратившихся к нам на прием, не имеют психических расстройств и легко избавляются от возникших проблем при работе с психологом.

Подписывайтесь на наши группы в OK и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале , присоединяйтесь

Учет у психиатра: кого ставят, какими будут последствия? Рассказывает врач

Аристократическая болезнь - в кабинете детского психиатра
Автор статьи, психиатр-нарколог с 15-летним стажем Василий Шуров

Автор статьи, психиатр-нарколог с 15-летним стажем Василий Шуров

для консультации с Василием Шуровым переходите на сайт https://stranaprotivnarkotikov.ru/

Психиатрический учет – устаревшее название консультативного и диспансерного наблюдения за пациентами с психическими расстройствами. Главный психиатр нашей клиники Василий Шуров рассказывает, чем отличаются формы учета у психиатра, в каких случаях пациента «заносят в базу», а также какие ограничения и последствия при этом бывают.

Виды учета у психиатра

Психиатрический учет в России делится на две формы, в зависимости от тяжести состояния больного, поступившего к психиатру, – консультативный и диспансерный.

Консультативный учет

Консультативный учет устанавливается, когда пациент:

  • Не представляет потенциальной опасности для себя и окружающих
  • Сохраняет критический образ мышления, трезво оценивает свое состояние, осознает болезнь
  • Сохраняет трудоспособность
  • Имеет заболевание, легко поддающееся лечению, с быстрым наступлением ремиссии
  • Попал в поле зрения психиатра впервые
  • Подтверждает добровольность осмотра у врача, дает согласие на прием прописанных медикаментов

При консультативном учете пациенту не обязательно наблюдаться у психиатра через четкие промежутки времени. Если он перестанет посещать врача, тот не станет выяснять причины и местоположение пациента.

Длительность консультативного учета – по необходимости, зависит от состояния здоровья пациента.

Диспансерное наблюдение

Это именно та форма контроля, которую в народе называют «психиатрическим учетом».

В каких случаях назначается диспансерный учет:

  • Психическое расстройство протекает с частыми обострениями, плохо поддается лечению, серьезно влияет на восприятие реальности.
  • Больной представляет опасность для себя и окружающих – суицидальные мысли и попытки, агрессивное невменяемое поведение, галлюцинации.
  • У больного нарушена критика своего состояния – он не осознает болезнь, принимает искажения реальности за истину.
  • Больной и раньше попадал в психиатрию, и ремиссии его заболевания короткие и нестойкие.
  • Больной попал к врачу в принудительном порядке – при вызове скорой психиатрической помощи родственниками, или по решению суда после совершения правонарушений.

Решение о диспансерном наблюдении принимает комиссия психиатров по инициативе лечащего врача. Поэтому на диспансерный учет не ставят после первого же приступа болезни – нужно изучить характер и течение заболевания.

При диспансерном наблюдении пациент обязан посещать врача через заданные промежутки времени – для осмотра и выписки препарата, коррекции курса лечения.

Длительность диспансерного учета – 5 лет!

По истечении этого срока лечащий врач может:

· Полностью снять пациента с учета – при полном выздоровлении.

· Перевести пациента на консультативный учет – если пациенту стало ощутимо лучше, но он все еще нуждается в помощи врачей.

· Продлить срок диспансерного учета – если пациент все еще нуждается в пристальном наблюдении врачей.

При диспансерном учете врач имеет право приходить к пациенту домой и проверять его состояние, помогать в решении бытовых и социальных проблем – даже при оформлении письменного отказа пациента. При этом врач не может принудительно давать лекарства.

Но при диспансерном учете врач не может насильно заставить пациента принимать таблетки.

Но при диспансерном учете врач не может насильно заставить пациента принимать таблетки.

Какие есть ограничения?

При консультативном учете у пациента нет ограничений – он сможет получить необходимые справки при медкомиссии для сдачи прав, получения оружия, устройстве на работу.

А вот при диспансерном учете психиатр может созывать врачебную комиссию для ограничения прав пациента:

  • Право на вождение автомобиля
  • Право на ношение оружия
  • Право на работу по социально значимым профессиям (водитель общественного транспорта, работник сферы медицины и образования, монтажник, военный, охранник, высотные работы и т.д.)
  • Родительские права (если расстройство влияет на благополучие ребенка)

Более того, есть утвержденный список заболеваний, при которых все эти ограничения действуют автоматически:

  • Шизофрения и бредовые, шизотипические расстройства
  • Аффективные расстройства (депрессия, биполярное расстройство, маниакальные расстройства и т.д)
  • Невротические расстройства (невроз навязчивых состояний, истерический невроз и т.д.)
  • Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (диссоциальное, параноидное, обсессивно-компульсивное и другие)
  • Наркомания, алкоголизм, токсикомания

Как психиатрический учет влияет на дальнейшую жизнь?

Государственная «врачебная тайна» не может защитить репутацию пациента на все 100% − на это влияет и законодательство, и человеческий фактор «на местах».

Так, психиатр по закону может предоставить информацию о пациенте, если к нему обратились правоохранительные органы – МВД, прокуратура.

Так, психиатр по закону может предоставить информацию о пациенте, если к нему обратились правоохранительные органы – МВД, прокуратура.

Кроме того, факт диспансерного наблюдения – даже при его полном завершении после выздоровления – может оказаться проблемой при приеме на работу.

Утечка информации из-за «нечаянного» разглашения личных данных персоналом больницы, нужные «связи» у потенциального начальства (в особенности, при работе в правоохранительных, «силовых» структурах) – все это может сказаться на трудоустройстве.

Как избежать диспансерного учета?

Если больной и его родственники хотят избежать «психиатрического учета» и связанных с ним возможных последствий, они могут изначально обратиться с проблемой не в государственную, а в частную психиатрическую клинику, вызвать частного нарколога на дом. В этом случае паспортные данные пациента не фиксируются и не попадают в государственные структуры.

Другие статьи по теме:Кого ставят на наркологический учет, какими будут последствия?Мифы о лечении в психиатрических больницах

Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.

Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!

Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе.

И будьте здоровы!

Ваши Василий и Екатерина Шуровы

Знай об организме
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: